logo search

Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского

Педагог

Основные труды

Педагогические взгляды

Надежда Констан­тиновна Крупская

(1869-1939)

Станис­лав Теофило-вич Шацкий (1878-1934)

Народное образо­вание и демокра­тия, Женщина-работница, К во­просу о свободной школе, К вопросу о целях школы, Письма пионерам и др.

Годы исканий, Бодрая жизнь, Система русского детского сада, Учет — основа метода и др.

Дала марксистский анализ педагогическому на­следию. Выступала за коллективное воспитание. Разрабатывала вопросы самоуправления в

школе. Уделяла большое внимание личности учителя. Теоретик политехнического и трудового вос­питания и образования в системе коммунисти­ческого воспитания. Организатор и теоретик дошкольного воспита­ния и пионерского движения. Школа должна научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, разви­вая максимум инициативы и самодеятельности. Обучение связывать с жизнью, личным опытом уч-ся, учить применять знания в жизни. Перед учениками надо ставить цель урока, рас­крывать перспективу движения вперед. Задания уч-ся надо индивидуализировать с уче­том их знаний, способностей и сил.

Создал 1 -ю опытную станцию по народному обра­зованию. Особое внимание уделял трудовому воспитанию, соединению обучения с трудом. Теоретик клубной работы и эстетического воспитания. Занимался изучением особенностей детского возраста, определением основных видов деятель­ности, обеспечивающих всестороннее развитие детей; вопросами «возвращения детям детства», развития детского самоуправления. Значительное место в пед. наследии занимают вопросы дошкольного воспитания, внешкольной работы и педагогическогообразования.Многописалотом,как надо и как не надо учить.

L61

Педагог

Основные труды

Педагогические взгляды

Павел Петрович Блонс-кий

(1884-1941)

Свыше 200 работ по психологии, педагогике, философии, втом числе: Трудовая школа, Педагоги­ка, Основы педагогики, Задачи и методы народной школы, Очерки детской сексуальности.

Выступал с критикой старой школы и обосно­вал основы построения новой школы. Значительная часть психологических трудов име­ет педагогическую направленность. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Выступал за новую школу с трудом и самооб­разованием. Большую роль отводил умственному труду, эс­тетическому, нравственному и атеистическо­му воспитанию.

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ СОРОКА-РОСИНСКИЙ (1882-1960), русский и советский педагог-гуманист

Основные работы

Принципы воспитательной системы

Проблемы воспитания трудных детей

Психология в России; Психология и самовоспита­ние;

Нат Пинкер­тон и детская литература;

Путь русской национальной школы; Национальное и героическое воспитание; Детский дом; Трудновоспи­туемые; Школа им. Достоевского;

От принуди­тельности к добровольче­ству;

Культурная ре­волюция и пе­дагогические коллективы.

Национальные школы и нац. психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через ре­лигиозное воспитание и труд, вос­питание на традициях устного на­родного творчества.

Демократичность воспитания и обучения.

Принцип коллективного воспи­тания с учетом индивидуальнос­ти каждого воспитанника. Переход от принуждения к прин­ципу добровольчества на осно­ве самодеятельности, самоуправ­ления, соревновательности и само­критичности. Всякое знание превращать в дея­ние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятель­ности воспитанников и учебы. Принципы суворовской педаго­гики, положенные В.Н. Сорокой-Росинским в основу своей воспи­тательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».

Решительно выступил про­тив понимания трудных де­тей как морально или пси­хически дефективных. Он

считал, что это вполне нор­мальные дети, попавшие в тя­желые жизненные условия. Они вполне поддаются педа­гогической коррекции.

В работе с трудными подрос­тками «лучшим орудием воспитания является лич­ность педагога, его при­мер. ..», учитель должен быть «породистым». Классификация учителей: а) учителя-теоретисты; б) педагоги-реалисты и ути­литаристы; в) педагоги-артисты; г) учителя-интуитивисты.

Выступал за смягчение бес­прерывной «артельной» жиз­ни в детских домах, предло­жил создавать спец. уеди­ненные помещения для инди­видуального творчества и размышления.

162