7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Асадуллин, Р.М. Новые ориентиры развития профессионального образования [Текст]: монография / Р.М. Асадуллин, Л.И. Васильев, В.Г. Иванов. – Уфа, 2008.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. -304с.
Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М., 2003.
Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века. – М., 1999.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М., Воронеж,1999
Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире: – М.: Наука, 2003. – 255с.
Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие – М.: Флинта: Наука, 2003. – 765с.
. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.
Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособ. – М., 1999.
Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособ. – М., 1999.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1993.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. –М., 1998.
Долинер Л.И. Информационные. и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.- пед. ун-та, 2003. – 344с.
Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ.– М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.
Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование, - 1990, №12, с.74-83.
Закон Российской федерации «Об образовании» ¸М.: Изд. «Ось-89». 2005. – 64 с.
Концепция модернизации образования на период до 2010 года. М., 2005.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2002. – 272с.
Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений /В.В.Краевский,А.В.Хуторской- М.:Академия 2007
Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности/С.Д.Смирнов – 3-е изд., М.: Академия, 2007
Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.
Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., М., 2004.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: Изд. Центр «Академия» , 2007 .
Сытина Н. С.Теория и технологии обучения. – Уфа: БГПУ, 2003.
Хуторской А.В. Современная дидактика.-СПб., 2001.
Хрестоматия по теории и технологиям обучения,Сост. Н.С. Сытина.-Уфа, 2003.
б) дополнительная литература
Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.
Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.
Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.ДПоляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.
Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1998.
Гессен С.Н. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». – М., 1995
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. Основы философии образования. – М., 1999.
Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.
Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993
Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.
Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.
Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.
Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm
Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
13. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
http://elibrary.ru/defaultx.asp
14. Гуманитарная электронная библиотека –
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
15. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
16. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
17. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
21. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
22. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc
Адреса образовательных сайтов:
http://tenb.nbcc.nb.ca / teleedds.html - WWW-сайты дистанционного образования.
http://www.fcde.ru/ - сайт федерального центра дистанцинного образования
http://www.dist- edu. rn - Евразийская ассоциация дистанционного образования
• http://www.informika.ru — сайт «Информика» Министерства образования РФ;
• http://www.intelteach.ru — сайт программы Intel «Обучение для будущего»;
• http://www.fio.ru — сайт программы «Поколение.Ру» Федерации Интернет Образования (ЮКОС);
• http://edu.km.ru — сайт Отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»;
• http://iatp.projectharmony.ru — сайт программы «Обучение и доступ к Интернет» компании «Project Harmony, Inc.»;
• http://www.osi.ru — сайт Института «Открытое Общество», Фонд Сороса (Россия).
• http://www.ioso.ru — сайт Института Общего среднего образования Российской Академии Образования (ИОСО РАО);
• http://www.open.websib.ru — сайт «Открытие» Сибирского центра инновационных педагогических технологий.
«Lenta.ru» — веб-сайт оперативной общественно-политической информации http://www.lenta.ru
«Газета.Ru» — Интернет-газета
http://www.gazeta.ru
Новости социальной, политической, культурной, спортивной жизни, новости Интернета и компьютерного рынка.
«Вести.Ru» — ежедневная Интернет-газета
http://www.vesti.ru
«РИА Новости»
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm
http://Iibrary.ru/3/bibIionet/ 4, - Каталог библиотечных сайтов (Размещенный в этом разделе каталог библиотечных сайтов насчитывает 1093 адреса. Это сайты российских библиотек различных типов и ведомственной принадлежности. Особую ценность представляет наличие в каталоге ссылок на сайты муниципальных библиотек, а также на сайты органов местного управления, на которых размещены информационные страницы о городских библиотеках и ЦБС. Ближнее зарубежье представлено 165 сайтами библиотек различных типов, а дальнее зарубежье - 117 национальными и 57 публичными библиотеками).
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература