logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Типы проектов

Тип проекта

Краткая характеристика

1. Информационный

Имеет целью сбор информации о каком-либо объекте или явле­нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у школьников формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации широкой аудитории. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские

2. Исследовательский

Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)

3. Творческий

Отличается от других типов проектов четко продуманной струй турой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата

4. Практико- ориентированный (прикладной)

Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пocoбие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления школьной столовой, комплект штор для класса и др. Требует тщательно продуманной структуры или сценария деятельности их участников, а также определения функций каждого из них. Кроме того, необходимо участие каждого ученика в оформлении конечного продукта. Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, а также систематической внешней оценки проекта

В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетают признаки разных типов проектов.

В центре технологии проектного обучения находятся методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, прежде всего исследовательские методы Учитель становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Его функцией является также организация внешней оценки проектов.

Выделим основные этапы технологии проектного обучения:

1. Выбор темы проекта, определение его типа, количества участников.

2. Формулирование учителем и учащимися проблемы проекта, определение целей и задач деятельности по его реализации («погружение в проект»).

3. Организация деятельности учащихся по выполнению проекта: образование групп, распределение ролей в группах, планирование работы над проектом, выбор способов и форм презентации предполагаемых результатов.

4. Осуществление работы над проектом: самостоятельная работа участников проекта по решению своих исследовательских, творческих задач; промежуточные обсуждения полученных результатов в группах, получение в случае необходимости консультаций у учителя; подготовка презентации результатов.

5. Презентация (защита, оппонирование) результатов, полученных в ходе работы над проектом. Учащиеся демонстрируют понимание учебной проблемы, целей и задач деятельности, умение планировать и выполнять работу, найденные пути и способы решения проблемы, дают взаимооценку и осуществляют рефлексию деятельности и ее результатов. Учитель принимает отчеты учащихся, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает коммуникативные умения, умения работать в группе.

Отчет о выполнении проекта обычно состоит из введения (обоснование выбора темы, актуальность и сущность изучаемой проблемы, предмет исследования, гипотеза, цель и задачи проекта, применяемые методы исследования, анализ источников информации); основной части (этапы и последовательность выполнения работы над проектом, содержание работы, обоснование результатов); заключения (формулировка выводов, путей решения проблемы, анализ процесса работы).

Оценку проектов осуществляют с помощью следующих критериев: значимость и актуальность выдвинутых проблем; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; умение отвечать на вопросы оппонентов проекта, аргументированность и лаконичность ответов каждого члена группы; активность каждого участника проекта в соответствии с его инди­видуальными возможностями; характер общения и отношений между участниками проекта, умения работать в группе, взаимопомощь и т. п.; эстетика оформления ре­зультатов проекта (отчета); степень ответственности за выполнение работы и свое­временность выполнения.

Семинар (КСР). Организация познавательной деятельности учащихся на основе установления двухсторонней информационной смысловой связи

  1. Диалоговая система обучения (В.С. Библер). Особенности организации содержания и методики

  2. Технологии групповой деятельности. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы