logo search

Система образования

ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»), срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста. Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение

эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль за­менен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как и в греческих школах.

38

Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об­ разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).

Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.

Эти школы были частными, государственными и церковными.

Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, раз­витие мышления у школьников.

Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Ма­тематическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астроно­мию изучали немногие.

Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусст­вом толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди­ ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли­ чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы рито­ров» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-

лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.

Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочине­ниям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.

• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое­ образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав­ шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж­ ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера­ тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.

Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной си­стеме.

39