logo search

Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья

ПЬЕР АБЕЛЯР (1079—1142). Основоположник диалектической схолас­тики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, про­шел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, философ-схоласт, богослов.

Сочинение: Да и нет.

Стремился обосновать религиозные догматы на основе разума. Наста­ивал на изучении наследия прошлого.

Основная форма общения и обучения — беседы во время прогулок и диспуты.

Главный ответчик — учитель, ученики учатся на его ответах.

Сомнение в формах диалога позволяло ученикам задавать учителю лю­бые вопросы. От учителя требовалось терпение в общении.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1097—1141). Ученый мистик.

Сочинения: Описание карты мира, О грамматике, Дидаскаликон и др.

Дидактическая цель — увязать смысл жизни человека и его природы

смыслом обучения вообще.

Взаимоотношения учитель — ученик предполагали в определенных рамках свободные формы мышления, размышления и созерцания.

Требуемые качества ученика: природные способности, усердие и бла-щравие. Благонравие — это смирение, проявляющееся в отсутствии вы-

сокомерия и стремлении к постоянному познанию. Такими же качества-жен обладать и учитель.

ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 — ок. 1264). Энциклопедист, монах.

Педагогический трактат: О наставлении детей знатных граждан. Ученик должен смиренно подчинять себя учителю, но делать это осознанно и с радостью: «кто не умеет подчиняться, тот не умеет уп-равлять».

Наставник должен иметь «честный нрав и быть смиренным в настав-рши». Уважительные взаимные отношения не исключают наказаний, принимаемых добровольно и с пониманием их пользы.

ЖАН ЖЕРСОН (1363—1429). Канцлер Парижского ун-та, богослов, ос-ггель соборного движения.

Подготовил реформу университетов, направленную на исправление нра-:ентов (отмена грубых праздников, ряда привилегий) и преподава-

-

Выродившуюся схоластику пытался заменить курсом мистики — как личного опыта богообщения, как соединение с Богом через лю-: «Лучше любить, чем знать». Чрезвычайно высоко ставил роль учите-ля, его личного примера.

Отвергал как стили воспитания озлобление и жестокость. Ученик дол-жен учиться по собственному побуждению, а не под нажимом: «приятно поддерживаемый похвалой, чем стесняемый какой-то грубой тиранией». Против грубых физических наказаний.

43

ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке.

Церковные

Светское образование

Универси-

Обучение горожан и

школы

теты

селян

монастырские — внеш-

Цель воспитания старшего сына феодала — воспита-

Возникли в

Цеховые школы — для

ние (для мирян) и внутрен-

ние рыцаря: до 7лет в семье; до 14 лет — в

конце XII в.

детей ремесленников.

ние;

замке сюзерена в роли пажа на женской половине;

Факультеты:

Образовательный

кафедральные;

с 14 лет оруженосец сюзерена;

подгото-

путь: мастер, подмас-

приходские.

с 21 года — рыцарь.

вительный

терье, ученик.

Срок обучения не устанав-

• Содержание «семи рыцарских добродетелей»:

(артисти-

Для включения подмас-

ливался, возраст—тоже.

верховая езда, плаванье, фехтование, охота,

ческий) —

терья в число полноп-

Социальное положение:

шахматы, владение копьем, мечом, щитом;

«7 сво-

равных мастеров он

сначала учениками были

умение слагать и петь стихи.

бодных

должен был: изготовить

дети духовенства, потом —

В условиях распада большинства государств Зап.

искусств»,

«шедевр» (образцовую

все остальные.

Европы на множество враждебных феодальных

6—7 лет,

работу), сдать устный

Метод — механическое

владений военная подготовка рыцаря приобретала

магистр;

экзамен; уплатить

запоминание.

важнейшее практическое значение.

бого-

взнос за прием в цех,

Содержание:

Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа —

словский —

устроить угощение для

— чтение молитв;

Богу, сердце — даме. Отсюда воспитание дворя-

5—6 лет,

членов цеха, совершить

— церковное пение;

нина: основы любви, войны и религии.

доктор наук;

пешком образователь-

— письмо.

Начала любви: вежливость, доброта, великоду-

юриди-

ное путешествие.

В монастырской школе

шие, этикет, витиеватая речь, воздержанность

ческий

Гильдейские школы

повышенного типа

отгнева, лени,чревоугодия.

5—6 лет,

для детей купцов.

«7 свободных искусств».

Умственное воспитание было ничтожным.

доктор наук;

Позже эти школы

Высшая кафедральная (или

Религиозное — с самого начала пребывания в

медицин-

превратились в на-

соборная)—

замке сюзерена.

ский — 5—6

чальные городские

«7 свободных искусств» +

На последней стадии развития рыцарства были введе-

лет, доктор

школы, содержавшие-

древняя философия,

ны в подготовку рыцаря начала экономики, детей отда-

наук.

ся магистратами.

богословие, позже введены:

вали на выучку ремесленникам, учили читать и писать.

Вид заня-

На селе: приходские

астрономия, медицина.

Для следующего сына: семья —> монастырская шко-

тий:

школы и раннее

Идеал монашества:

ла —> уход в священнослужители или университет.

• лекции,

включение в трудо-

целомудрие, бедность,

Женское воспитание: в семье —»монастырские шко

диспуты.

вую деятельность.

послушание.

лы -4 возвращение в семью или уход в монахини.

СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

РЕКТОР

- избирался профессо­рами и студентами, иногда эту должность занимал студент

КОЛЛЕГИЯ ОБЩЕЖИТИЕ Бурса — студенческая квартира, содержащая­ся под надзором одного из магистров

ДЕКАНЫ

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СУД

ФАКУЛЬТЕТЫ (срок обучения 5-7 лет)

богословский )4

медицинский >

юридический ч

артистический

преподавалось «7сво-

бодных искусств». Факультет был подго­товительным и обще-образова тельным

Методы обучения лекции, диспуты

Изучив грамматику, риторику, диалектику, студент получал степень бакалавра искусств. По изучении полного курса философии и других предметов давалась степень магистра и студент переходил на специальный курс (фа­культет)

45

ВОСПИТАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ