Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Как уже было отмечено, дети с нарушениями речи ограничены прежде всего в речевом общении. Это связано с нарушениями языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Как отмечает в своих исследованиях А.И. Махова, дети во время подвижных игр неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, м-м,,д-д,), искажают звуковую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот, кит, ток, бык, бак, бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются названия частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, стена); замена существительных на более легкие по звукопроизношению (лошадка-коняка); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»; приставочных глаголов (поплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий-шершавый, глубокий-мелкий); относительных прилагательных (песчаный, глиняный, лохматый). Поэтому им трудно понять объяснение подвижной игры и выполнять команды, которые входят в содержание игры. Низкий словарный запас снижает потенциальные возможности подвижной игры ребенка с ТНР. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь, поэтому организация подвижных игр играет большую роль в физическом развитии ребенка, в развитии и коррекции его речи.
Задачи, которые необходимо решать в подвижных играх:
развивать моторику мелких мышц кисти;
развивать координационные способности;
совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
формировать зрительно-моторную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти
«Два козленка»
Как-то раз к кому-то в гости шёл козлёнок через мостик, | На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Держим кисти горизонтально, сближаем руки |
А навстречу шёл другой, возвращался он домой. | На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха |
Два рогатых глупых братца стали на мосту бодаться. Не желая уступить и другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами – бух | На слово «бух» – хлопаем в ладоши |
И с моста в водичку – плюх! | Роняем руки на колени |
«Пять утят»
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, | Одна из рук – «мама утка» – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». |
Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. | Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят.
|
Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. | Постепенно пальцы загибаются.
На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»). |
Игра «Часы»
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. | Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. |
Вдруг часы сказали: «Бом!», | Один хлопок над головой. |
Мышь скатилась кувырком. | Руки «скатываются» на пол |
Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. | Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. |
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!», | Два хлопка |
Мышь скатилась кувырком. | Руки «скатываются» на пол |
Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. | Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. |
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!», | Три хлопка |
Мышь скатилась кувырком. | Руки «скатываются» на пол |
«Волшебник»
Дети имитируют движения,
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки.
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья - плясать.
Нам не надо унывать.
«Светофор»
Педагог изображает светофор, держа в руках красный, желтый и зеленые круги. Дети имитируют езду на автомобиле в «соответствии с показаниями» светофора.
Заучи закон простой:
Красный – ясно, путь опасный!
Желтый – тоже подожди!
И зеленый впереди – проходи!
«Вороны»
Проговаривание стихотворения с имитацией движений.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались: Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
«Бочок»
Дети сопровождают стихи имитацией всех движений.
Чок-чок-чок.
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут.
Весело хохочут.
Игры, направленные на развитие координационных способностей,
формирование зрительно-двигательной координации
«Затейники». Цель – развивать умение согласовывать свои действия с речевым сигналом, поддерживать темп, ритм движения. Развивать переключаемость внимания и зрительно-двигательную координацию.
Описание. Дети стоят по кругу. В центре круга водящий – затейник. Дети идут по кругу вправо или влево и говорят:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем … вот так.
По окончании текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, играющие повторяют его. Затейника сменяет другой ребенок, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумать движение, которое еще не было показано.
«Встречные перебежки». Цель: Развивать умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге в прямом направлении. Развивать быстроту двигательной реакции.
Описание игры: Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах по сигналу устремляются вперед. Как только они достигнут противоположного игрока совей команды, касаются его плеча – передают эстафету. Прибежавший игрок встает в конец этой колонны.
Правила игры:
1) эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами;
2) команда, которая раньше закончит эстафету, считается победителем.
Варианты игры:
1) две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренги (расстояние между детьми в шеренгах не менее шага). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя: «Синие!» – дети с синими лентами бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх;
2) играющие становятся на одной стороне поляны. Перебежать через нее надо шеренгой, удерживая равнение. Все должны бежать с одной скоростью, никто никого не должен обгонять.
Указания к проведению игры: воспитатель стоит между колоннами, предупреждает участников от фальстарта.
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания
«Мышеловка». Дети распределяются на две группы. Одна образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки, идут по кругу влево (вправо), приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. | Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки. Переловим всех за раз! |
По мере произнесения слов дети – мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, идущих по кругу, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра повторяется.
«Из кружка в кружок». На площадке надо начертить небольшие кружки (диаметром 30-35 см) на расстоянии 40-50 см. Расположение кружков может быть разным – по одной линии, по всей площадке. Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок. При выполнении упражнения они прыгают, отталкиваясь одновременно двумя ногами и стараясь не выходить за пределы кружков. При этом они приучаются энергично отталкиваться и мягко приземляться.
Варианты: вдоль площадки кладут 6-8 обручей вплотную один к другому. Играющие становятся в колонны по одному. По сигналу педагога первые в колоннах прыгают на двух ногах (на правой и левой ноге) через шнур справа и слева, продвигаясь вперед. Вторые игроки (и последующие) начинают задание после того, как они обогнут условную черту (линию) финиша (параллельную линии старта). После того как первый игрок своей колонны снова окажется на своем месте, он поднимает руку вверх. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание. Последовательность упражнения примерно такая: прыжки на двух ногах, на правой или левой, снова на двух (возможны разные варианты, в зависимости от физической подготовленности детей). Правым, левым боком, спиной вперед, на правой, левой ноге и так далее.
Игры, направленные на формирование осанки
«Сделай фигуру». Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и тому подобное. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее. После нескольких повторений можно предложить детям придумать фигуры парами, тройками, а также из определенных исходных положений (только стоя, стоя на коленях, на четвереньках).
Игры для развития зрительно-моторных координаций
«Третий лишний». Дети становятся по кругу по двое, один сзади другого. Расстояние между парами должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какой-нибудь пары. Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим. Если догоняющий успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».
«Охотник и зайцы» (с метанием). Цель – развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). Упражнять в метании, в беге с увертыванием, в прыжках на обеих ногах.
Описание игры: на одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а «охотник», не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого «охотник» попал мячом, считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
После двух-трех повторений игры производится подсчет пойманных и выбирается другой охотник. Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1) выбегать из кружков можно только после слов воспитателя: «Выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу: «Охотник».
2) «охотник» должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места).
Указания к проведению игры: воспитатель должен следить за тем, чтобы дети бросали мяч и правой, и левой рукой. Для усложнения игры можно ввести двух «охотников». Кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и прочие. В таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте «лисицы», в другом «зайцы» и так далее. Выбегают те звери, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.
Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I – II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Лучшее средство от гиподинамии – это двигательно-дидактическая игра. С одной стороны, она восполняет проблемы речевого и психического развития, с другой – способствует развитию двигательных навыков. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять возможности ребенка и подбирать соответствующие игры. И если игра правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то она окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Двигательно-дидактические игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Роль речи для физического и психического развития детей невозможно переоценить, так как речевая функция оказывает ведущее влияние на их эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. При этом роль речи в формировании личности дошкольника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям возрастает. С помощью речи формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение. Приводим пример двигательно-дидактической игры-лото «Разведчики ОБЖ». Количество игроков: 2-10; возраст: 5-7 лет, можно предложить детям ряд вариантов, начиная с самого простого.
Вариант 1. «Чем опасно?». Материалы: игровые карточки с картинками, разрезные картинки, схема составления рассказа-рассуждения. Дидактическая задача:
Активизировать познавательный интерес, двигательную активность.
Формировать знания о безопасных способах поведения.
Развивать внимание, мышление (классификации), речь, развивать элементарные приемы рассуждений и умозаключений на основе наглядных карточек.
Стимулировать зрительно-двигательную активность детей, активизировать зрительные функции локализации.
Игровое действие: дети разбирают карточки и называют, что они будут собирать, сопровождая это «пальчиковыми позами» (предметы рукотворного мира, живую или неживую природу, поведение человека). Ведущий показывает карточку и говорит: «Я прилетел с другой планеты, чем может быть опасен этот предмет?» Тот, у кого на поле такая же картинка, поднимает руку и дает ответ. Ведущий отдает картинку, ребенок этой картинкой закрывает свою.
Игровое правило: поднять руку, объяснить значение картинки по схеме. Ведущий отдает картинку только тогда, когда ответ правильный, составлен в соответствии с алгоритмом (например: Это гриб. Гриб может быть ядовитым и человек отравится. Незнакомые грибы собирать нельзя). Ребенок закрывает картинку и выполняет пальчиковую позу (рукотворный мир – ладошка с растопыренными пальцами, живая природа – «коза», неживая природа – «сжатый кулак», поведение человека – «ладошка-приветствие»).
Игровой результат: выигрывает тот, кто раньше всех закроет все картинки.
Благодаря использованию подобных игр значительно обогащается процесс физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, и появляются возможности для организации инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи совместно с типично развивающимися детьми.
Противопоказания к выполнению физических упражнений:
Для детей с ТНР, имеющим отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Таким детям рекомендуются циклические движения, упражнения для укрепления мышечного корсета (из И.П. лежа, сидя, стоя).
Детям с ТНР с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения на задержку дыхания, вызывающие нарушения рефлекса дыхания, натуживания. Необходимо уделять внимание тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Это необходимо для формирования навыка ритмичного речевого дыхания (быстрый вдох-пауза-продолжительный выдох). Удлинению фазы выдоха помогают упражнения с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Детям, имеющим заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. В процессе выполнения ОРУ обращается внимание на упражнения, укрепляющие мышцы передней стенки живота.
Для детей с ТНР с заболеваниями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (сложнокоординированные движения, ациклические, игры на координацию).
При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки, уменьшается объем и интенсивность общей физической нагрузки.
Контрольные вопросы:
Какие психофизические и двигательные особенности характерны для детей дошкольного возраста с ТНР?
Раскройте связь речевой и двигательной функции у детей дошкольного возраста с ТНР.
Какие методические приемы используются для активизации речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР в процессе организации физического воспитания?
Какие компенсаторные механизмы используются в физическом развитии детей дошкольного возраста с ТНР?
Какие условия необходимы для развития мелкой и крупной моторики детей с ТНР?
Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств детей дошкольного возраста с ТНР?
Раскройте методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с ТНР?
Какие физические упражнения противопоказаны детям дошкольного возраста с ТНР?
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11