Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
ПЛАН
1. Понятие цели воспитания.
2. Планирование в воспитательном процессе.
3. Содержание процесса воспитания.4.Основные направления содержания воспитания.
4. . Понятие о методах воспитания. Система методов воспитания.
5. Система форм воспитательной работы.
1. Цель воспитания – исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. Цель – это идеальное представление о результате деятельности.
Общая цель современного воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Цели воспитания изменчивы и определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов НТП, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учащихся. Функции цели: мобилизующая, ориентирующая, программирующая, моделирующая, прогностическая, организующая, критериальная.
2. Существуют различные подходы к планированию воспитательного процесса в СОШ: планирование с позиций ценностных отношений, направлений содержания воспитания (умственное, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и др.), в соответствии потребностями человека, доминирующих видов деятельности и другие. Разделами плана воспитательной работы могут быть следующие:
1. Характеристика (анализ) состояния воспитательной работы щколы за прошлый учебный год.
2.Организация школьной деятельности детей (перечень основных «ключевых дел», общешкольных праздников в течение года).
3. Сохранение и укрепление здоровья детей.
4.Обеспечение условий безопасности, защищенности детей.
5.Обеспечение условий для самоутверждения, самопроявления учащихся.
6.Допрофессиональное и профессиональное образование и др.
3. Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любой вид деятельности человека (труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми). Содержание воспитательного процесса должно включать значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.
Наивысшие ценности жизни: Человек, ценностное отношение к жизни, общество, труд.
Теоретики и практики выделяют традиционные направления воспитания: умственное,
нравственное, трудовое, физическое, художественно-эстетическое и др.
4. Понятие метод определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Существуют различные классификации методов воспитания. Наиболее объективной и удобной для применения , как считают исследователи и практики, представляется классификация методов воспитания на основе их направленности, обеспечивающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. В соответствии с этим выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности.
Для формирования взглядов, понятий, убеждений у учащихся используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
К этой группе относят:
а) методы словесно-эмоционального воздействия(рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут);
б) методы наглядно-практического воздействия (пример, образец),
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения основаны на практической деятельности:
а) метод упражнений,
б) требование,
в) приучение,
г) метод поручений,
д) метод «воспитывающих ситуаций»
Методы стимулирования поведения и деятельности учащихся:
а) поощрение (одобрение, ободрение, похвала, благодарность и др.)
б) соревнование,
в) наказание,
г) субъектно-прагматический метод.
Форма воспитания – внешнее выражение процесса воспитания. Отобранные средства воспитания (текст, материал, инструмент и др.) диктуют форму. По количественному критерию различают индивидуальные, групповые и массовые формы воспитания. По месту проведения различают формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Основные формы организации внеклассной воспитательной работы: кружковая работа (секции, студии, общества, предметные), лекции (лектории), тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с известными людьми, приглашенными гостями, конкурсы, турниры, фестивали, выставки, смотры, олимпиады, экскурсии (музей, природа), музейная работа, туристическая и краеведческая, физкультурно-оздоровительная работа, работа по выпуску стенных газет, журналов, клубы выходного и субботнего дней и др.
Основные формы организации внешкольной воспитательной работы: организационно-методическая, массовая, кружковая, специализированная. Внешкольную воспитательную работу с детьми ведут по этим направлениям: Дома детского творчества,
города, районов, детские клубы и клубные объединения, секции при дома и Дворцах культуры для взрослых, а также профильные воспитательные учреждения ( станции юных натуралистов, юных техников, ДЮСШ, детские библиотеки, детские экскурсионно-туристические станции, детские железные дороги, оздоровительные лагеря труда и отдыха, профильные лагеря.
Лекция № 6.
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература