Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
Одна из важнейших функций классного руководителя — организация взаимодействия школы и семьи в воспитании и обучении ребенка. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы взаимодействия классного руководителя и семьи ученика.
В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия, общения классного руководителя и родителей учащихся: доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним, недопустимость нравоучительного категоричного тона в общении с родителями; забота о развитии ученика — цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей ученика; жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания; педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи; объективное и тактичное изучение семей учащихся с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы.
Для классного руководителя важно иметь следующую информацию о семье ученика: общие сведения о родителях или людях, их заменяющих; жилищные условия семьи и уровень ее материальной обеспеченности; образовательный уровень семьи, уровень педагогической культуры родителей, воспитательные возможности семьи, положение ребенка в семье (благоприятное или неблагоприятное); семейные традиции и обычаи, авторитетность семьи в глазах ребенка и т. п. Для изучения семьи классный руководитель совместно с психологом может применять различные диагностические методы: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, деловые игры, тренинги, изучение материалов детского творчества, интерактивные игры и др.
Содержание работы классного руководителя с родителями включает психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы; участие родителей в управлении школой. Каждое из этих направлений работы реализуется через систему форм и видов деятельности.
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса |
«Родительские университеты». Лекции, семинары, практикумы. Конференции. Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Индивидуальные и тематические консультации. Творческие группы, группы по интересам. Родительские собрания. Тренинги | Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела. Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Организация кружков, секций, клубов. Помощь в организации и проведении внеклассных дел. Помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы. Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям. Родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха | Участие родителей класса в работе родительского комитета и его комиссий. Участие родителей класса в работе совета школы. Участие в работе общественного совета содействия семье и школе
|
Охарактеризуем наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями.
Характеристика форм работы классного руководителя с родителями
Формы работы | Характеристика форм работы |
Родительское собрание
| В ходе родительского собрания обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации |
Лекция
| Форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей |
Конференция
| Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей |
Вечер вопросов | Проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты |
Педагогический диспут
| Позволяет вовлечь присутствующих в обсуждение поставленных; (спорных) проблем семейного или школьного воспитания. Способствует выработке у родителей умения анализировать факты и явления, опираясь на знания и имеющийся педагогический опыт. Требует от участников предварительной подготовки |
Практикум
| Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы |
Открытые уроки (внеклассные мероприятия) | Организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям наблюдать за учебной и другими видами деятельности своих детей и лучше их узнать |
Ролевая игра | Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предполагает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, обсуждение возможных вариантов поведения участников. При этом проигрываются несколько вариантов поведения участников игры, и в результате совместного обсуждения выбирается оптимальный для данной ситуации способ действий |
Индивидуальные (тематические) консультации | Форма межличностного взаимодействия педагога с родителями, в ходе которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика |
Посещение семей | Форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями, которая осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о его успехах, беседует с ними о его характере, интересах и т п., дает советы и рекомендации родителям по решению тех или иных проблем воспитания и обучения ребенка |
Переписка с родителями | Письменная форма информирования родителей об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т. п. |
Педагогические поручения | Предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса (руководство кружками по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий), участие в решении хозяйственных и других вопросов |
Классный родительский комитет
| Форма включения родителей в классное, школьное управление и самоуправление, форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление школой |
Семинар (КСР) Педагогические системы и технологии авторских школ
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий_
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью