logo search
Ответы на ГОС[1][1]

II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)

 

Основными структурными элементами обучения как системы  являются:

Методологические основы обучения, как и образовательного процесса в целом, включают в себя несколько основополагающих позиций, наиболее важными из которых, прежде всего, выступают его закономерности и принципы.

О закономерностях

О принципах

 С точки зрения педагогики под закономерностями обучения понимаются объективно существующие и повторяющиеся устойчивые связи, отношения и зависимости между элементами учебного процесса (целями, содержанием, качеством, методами, функциями, мотивами, факторами и др.). При этом их необходимо отличать от законов дидактики, в которых представлены строго зафиксированные отношения между дидактическими объектами, а также установлены вид, форма, характер и пределы их проявления.

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения педагогами-исследователями создана специальная дидактическая модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного явления, в число которых входят:

  • дидактический компонент, обобщающий связи и отношения между собственно дидактическими элементами учебного процесса;

  • гносеологический компонент, определяющий его в аспекте познания обучающимися объективной действительности, фактов и законов, самих себя;

  • психологический компонент, относящийся преимущественно к внутренней (психической) познавательной деятельности в процессе обучения;

  • кибернетический компонент, отражающий все многообразие связей, проявляющихся в ходе управления усвоением учебной информации;

  • социологический компонент, охватывающий отношения между участниками учебного процесса;

  • организационный компонент, раскрывающий отношения, возникающие при организации учебного и преподавательского труда, их материально-технического оснащения, стимулирования преподавательской и учебно-познавательной деятельности.

Под принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса. В структуре основных категорий процесса обучения они следуют за закономерностями, являясь их отражением. Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.

Основоположником принципов считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).

В философии понятие принципэто некоторое исходное положение, на которое необходимо опираться в какой-то конкретной деятельности.

Принципы обученияэто исходные положения, на которые опираются при определении:

а) содержания образования;

б) методов обучения;

в) организационных форм.

Принципы обучения по своему содержанию и практической реализации постоянно меняются, что обусловлено социальным заказом и уровнем изученности закономерностей познавательной деятельности. В педагогической науке не существует единого мнения о количестве принципов.

Впервые обоснование принципам обучения дал чешский педагог Ян Амос Коменский. Им были обоснованы следующие принципы:

  • наглядности («золотое правило дидактики»);

  • природосообразности;

  • связи с жизнью;

  • доступности;

  • прочности.

Принципы обучения развивали: И. Песталоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.