logo search
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

§ 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Клинико-психолого педагогическая картина развития детей с синдромом нарушениями внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.

Симптомы гиперактивности были впервые описаны как расстройство в 1902 году английским врачом Георгом Фредериком Стиллом.

Выделенные им особенности СДВГ нашли свое подтверждение в специально предпринятых исследованиях спустя десятилетия. Выделим эти особенности: СДВГ чаще встречается у мальчиков; максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения; семейная предрасположенность к данному расстройству указывает на роль наследственности в его развитии; СДВГ может формироваться в результате перенесенного повреждения ЦНС; среди родственников гиперактивных детей чаще отмечаются случаи правонарушений, алкоголизма и депрессии.

Последние исследования объясняют СДВГ возможностью существования нейрохимического нарушения в сфере мозговой проводимости. Медиаторы допамин, серотонин, норадреналин представляют собой химические субстанции, ответственные за передачу нервных импульсов в мозгу. В этой связи следует обратить особое внимание на исследования А.Ж. Заметкина с соавторами, в которых установлена связь между биохимией мозга и поведением. Ученому удалось определить нейробиологические различия между обычными и гиперактивными детьми. В результате измерения глюкозного обмена с помощью позитронно-эмиссионной томографии было выявлено, что у гиперактивных исследуемых в 30-60 специфических отделах мозга наблюдался существенно сниженный обмен веществ. Данное явление отмечалось, прежде всего, в префронтальных отделах головного мозга, а также в отделах, ответственных за управление концентрацией внимания и моторикой.

Известно предположение о том, что дети с СДВГ с точки зрения физиологии мозга недовозбуждены и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток. H.C. Lou с соавторами обнаружили пониженное кровоснабжение и связанную с этим недостаточную активность обменных процессов в передних отделах головного мозга. Проявления СДВГ могут быть распределены по трем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивность, гиперактивность. Однако некоторые исследователи к симптомам СДВГ относят и статиколокомоторную недостаточность. Длительные проявления данных симптомов нередко приводят к формированию девиантных форм поведения.

Несмотря на то, что СДВГ рассматривается как расстройство преимущественно детского возраста, сейчас накоплено достаточное количество наблюдений, подтверждающих сохранность симптоматики у подростков и взрослых. Клиническая картина СДВГ характеризуется значительным полиморфизмом проявлений, миграцией симптомов в зависимости от возраста. Критическими периодами в развитии СДВГ является возраст 3, 6-7, 10-12 лет.

Возрастная динамика проявлений СДВГ выглядит следующим образом.

Ранний возраст: у большинства детей с СДВГ обнаруживается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (или гипервозбудимости). Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20 % случаев они проявляются в более поздние сроки (старше 6-8 месяцев): беспричинный крик, сопровождающийся избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро (новорожденный отводит руки в стороны и раскрывает кулачки, через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение).

Детей с СДВГ отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения сна. Нередко отмечаются нарушения в развитии речи. К трем годам начинают обращать на себя внимание такие особенности, как повышенная двигательная активность и поведенческие трудности (Л.О. Бадалян, Е.С. Бондаренко, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, В.Р. Кучма, А.Г. Платонова, А.Л. Сиротюк, и др.).

Дошкольный возраст: основные симптомы СДВГ обычно возникают в возрасте от трех до семи лет. Прежде всего это относится к гиперактивности и импульсивности. Гиперактивность проявляется в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение времени, соответствующего возрастным нормативам, слишком болтлив и задает бесконечное количество вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дождаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешивается в разговоры и часто перебивает других. Гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии навыков речи и моторики. Моторная неловкость остается выраженной и проявляется трудностью овладения рисованием.

Таким образом, течение СДВГ нередко принимает длительный, многолетний характер. Дополнительные сложности для пациентов могут быть связаны с некоторыми сопутствующими нарушениями, которые нередко отмечаются у них одновременно с симптомами СДВГ (Н.П. Вайзман, А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой и др.).

В связи с особенностями диагностика СДВГ должна строиться с учетом своеобразия возрастной динамики этого состояния. Для постановки диагноза и дифференциации данного расстройства и других нарушений используются два перечня диагностических признаков СДВГ по классификации. Первый перечень содержит симптомы невнимательности, слабой концентрации внимания и дезорганизованности (I); второй – симптомы гиперактивности и импульсивности (II).

I. Шесть или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Невнимательность:

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  3. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  4. Не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

  5. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

  6. Обычно избегает выполнения, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

  7. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Шесть или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность:

  1. Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

  2. Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

  5. Находится в постоянном движении и ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор».

  6. Бывает болтливым.

Импульсивность:

  1. Отвечает не задумываясь, не выслушав вопросы до конца.

  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  3. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Согласно принципам классификации DSM-IV (1994), выделяются три основные формы СДВГ: I – с преимущественными нарушениями внимания; II – с преобладанием гиперактивности и импульсивности; III – сочетанная форма СДВГ в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние 6 месяцев одновременно разделам I и II перечисленных критериев. Это наиболее распространенная форма – на ее долю приходится 50-75 % случаев СДВГ.

Как отмечает в своем исследовании Н.Н. Заваденко, дети с СДВГ обнаруживают уникальное сочетание симптомов, но не обязательно отличаются от других детей по всем типам и интенсивности проявления признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Триада симптомов СДВГ – нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность – являются сложными характеристиками. При этом гиперактивность-импульсивность – неотъемлемый признак СДВГ. В противоположность невнимательности, он позволяет отличить детей с СДВГ от пациентов с другими расстройствами и от нормальных детей.

Распространенность СДВГ достаточно широкая и составляет, по различным данным от 2 до 18 % и более, и под влиянием провоцирующих факторов среды могут приобретать прогредиентный характер (Л.О. Бадалян).

Учитывая, что двигательная активность детей с СДВГ, как важнейший фактор развития двигательного анализатора, не соответствует оптимальному уровню, то резонно констатировать неполноценность двигательной сферы детей с СДВГ в целом и двигательных нарушений в частности, которые проявляются в виде двигательной расторможенности, недостаточности общей координации и дифференцировки мышечных усилий, дизритмии, синкинезий и т.д. (Л.Т. Журба, Н.Н. Заваденко и др.).

Рост частоты перинатальных поражений центральной нервной системы (ЦНС) указывает на необходимость изучения их генеза, что является неотъемлемым условием для разработки методов ранней диагностики и коррекции. Исследователи рассматривают три блока причин СДВГ: причины биологического характера (наследственные и перинатальные); влияние окружающей среды; психосоциальные воздействия, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Данные исследования подтверждают относительное различие влияния биологических и социальных факторов: с раннего возраста (до двух лет) большее значение имеют биологические факторы повреждения мозга – первичный дефект. В более позднем (от 2 до 6 лет) – социальные факторы – вторичный дефект, причем при сочетании тех и других риск возникновения СДВГ значительно повышается. Многочисленные исследования показывают существование тесной взаимосвязи между двигательной активностью человека и показателями его физического развития и функциональными возможностями (А.Л. Сиротюк, В.Д. Сонькин и др.).

Т.С. Могилевская в своем исследовании отмечает отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших психических функций (ВПФ), не позволяет ребенку адаптироваться к условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Результаты исследований Т.Н. Осипенко показывают, что двигательные проблемы у данной категории детей возникают уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения, в отличие от неврологически здоровых сверстников. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации – признаки моторной неловкости и повышенного риска травматизма, в основе которых лежит нарушение или отставание созревания ЦНС у детей с СДВГ.

Повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является бесцельной, ничем не мотивированной, бесситуативной и не управляемой ни взрослыми, ни сверстниками деятельностью и считается одним из симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка с СДВГ. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста.

Также есть данные о сниженных функциональных показателях сердечнососудистой (ССС) и дыхательной систем (ДС) детей с СДВГ. В исследованиях Л.В. Андреевой говорится о том, что эти дети имеют более низкий уровень функционирования кардиореспираторной системы по сравнению со здоровыми: снижена степень ортостатической устойчивости (больше процент атипических реакций при ортостатической пробе, выше степень централизации кровообращения, снижен периферический кровоток), низкие показатели толерантности к гипоксии и физической работоспособности.

Помимо гиперактивности, дошкольникам с СДВГ свойственна импульсивность, которая проявляется в неряшливом выполнении заданий, в несдержанности в словах, поступках и действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов. С возрастом проявления импульсивности становятся более выражены.

Наблюдения Е.О. Смирновой и И.П. Брязгунова показали, что присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к формированию у таких детей негативной самооценки, враждебности к окружающим, возникновению неврозоподобных и психопатологических расстройств. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции», что сказывается на развитии «Я – физического реального, идеального, потенциального».

У детей с СДВГ могут быть нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро- и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже по излечении патология характера останется, а иногда и усиливается.

Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с малышами. Сложно складываются отношения с взрослыми. Гиперактивным детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Они игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что такому ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.

Ребенок с СДВГ не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации. Знание правил не выступает значимым мотивом их собственных действий. Правила остаются знаемыми, но субъективно не значащими.

Эмоциональное развитие ребенка с СДВГ отстает от нормальных показателей данной возрастной группы детей. Настроение быстро меняется от жизнерадостного до депрессивного. Нередко возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому (аутоагрессия). Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности.

Спокойная обстановка, ровное поэтапное развивающее взаимодействие со взрослыми приводят к тому, что физкультурно-оздоровительная деятельность детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на их деятельность. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все усвоенное – разрушено.

Психическое и физическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, так как физическое нездоровье может приводить к психическим расстройствам, а психические расстройства в свою очередь – к физическому недомоганию. Именно поэтому коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей детей с СДВГ являются главным условием подготовки их к жизнедеятельности.

Эффективность физических упражнений для коррекции двигательных нарушений и недостатков психического развития подчеркивается в работах И.П. Павлова, П.Ф. Лесгафта, А.В. Запорожца и др.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся нарушений на основе сохранных возможностей, которая будет способствовать развитию двигательной сферы и расширению двигательного опыта дошкольника с СДВГ. Это предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка с СДВГ, а также взаимосвязь и преемственность в работе специалистов ДОУ.

Задачи физического воспитания детей с СДВГ

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления о физической культуре человека и способах его оздоровления и развития средствами физкультуры и спорта.

  2. Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

  3. Формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки.

  4. Развивать координационные способности.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость, настойчивость и др.).

  2. Содействовать умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Коррекционно-компенсаторные задачи:

  1. Обеспечить коррекцию и компенсацию недостатков физического развития.

  2. Способствовать исправлению и развитию кондиционных и координационных качеств.

  3. Проводить коррекцию и совершенствование необходимых двигательных умений и навыков.

Лечебно-оздоровительные задачи:

    1. Повышать сопротивляемость организма влияниям внешней среды путем его закаливания.

    2. Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку.

    3. Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов.

Коррекционная направленность физического воспитания детей с СДВГ

Результаты исследований последних лет позволяют по-новому оценить коррекционно-развивающие возможности физического воспитания в развитии аномального ребенка. Ввиду своего основополагающего значения, универсальности, естественности и доступности для детей, этот вид воспитания должен занимать ведущее место в общем комплексе медико-психолого-педагогических воздействий. Роль физического воспитания возрастает многократно, когда наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной нагрузки воспитанников ДОУ. Подобные явления вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии.

Развитие моторики является мощным стимулом работоспособности коры головного мозга. Движения осуществляют непосредственно ту практическую связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов. А.Н. Леонтьев писал, что психика не просто проявляется в движении, но в известном смысле движение формирует психику.

Методы лечения СДВГ

Нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились.

Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа.

Ребенок вынашивается 9 месяцев и нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. Тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются, энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке, должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек дела, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку с СДВГ предлагается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на произвольное внимание. Тренируется именно эта функция, затем – функция сдержанности. При этом ребенок может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них – это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин.

Один из недостатков этих препаратов – необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов).

В настоящее время появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например – атомоксетин.

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены с помощью одних немедикаментозных методов.

Интересные идеи об использовании в лечении гиперактивности немедикаментозной терапии высказали американские авторы. Они предложили использовать вариативные программы обучения (обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе); сокращать общую работу со всей группой и добиваться преобладания различных видов индивидуальных работ; активно применять бланковые методики (раздавать детям индивидуальные задания различной степени сложности на отдельных бланках); использовать позитивное подкрепление учебно-познавательной деятельности детей; учитывать эмоциональные особенности каждого ребенка.

Физические упражнения – важное средство коррекции СДВГ

В ряде исследований была выявлена выраженная зависимость между особенностями двигательных характеристик детей с СДВГ и характером их мыслительной деятельности, отличающая их от других категорий детского недоразвития [Могилевская, 2009].

В дополнение к традиционному подходу, согласно которому занятия физической культурой направлены на гармоничное развитие личности, предлагаемая ею коррекционно-педагогическая технология предполагает интеграцию коррекционной работы в другие виды и формы деятельности дошкольников с СДВГ в ДОУ и семье, последовательный учет и контроль ее результатов на основе оценочно-прогностических показателей.

В первый год жизни ребенка используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения для увеличения подвижности малыша, обучения его правильному ползанию, ходьбе, бегу; развития вестибулярного аппарата, мануальных навыков (ручной ловкости).

Во второй год применяются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15-20 минут), медленный бег (исключаются прыжки в глубину и выпрыгивание вверх с высокой амплитудой). Эти упражнения необходимы для совершенствования у ребенка навыков ходьбы по ровной гладкой поверхности; обучения его умению плавно подниматься и спускаться по пересеченной местности; обучение выполнению конкретных целей.

Во время третьего года (первый кризис в индивидуальном развитии человека) используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие, которые необходимо выполнять для создания и закрепления «азбуки движений» ребенка.

В четвертый год применяют более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т.д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок. Важно развить у ребенка активное торможение; умение давать оценку своим действиям, активизировать внимание.

На пятом году жизни используются различные физические упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать словесные инструкции, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям. Поэтому необходимо учить ребенка способам реализации потребности к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики.

На шестом году используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий. В связи с этим у детей развивают способность к сложнокоординированным двигательным действиям.

На седьмом году жизни применяют упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

Технологии помощи детям с СДВГ

Л.А. Ясюкова рекомендует детям с СДВГ наряду с оказанием медикаментозной поддержки, создающей благоприятный фон для всех других форм помощи, предусмотреть тесное сотрудничество ДОУ и родителей в организации эффективной помощи, оказывать дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ), а также необходимо посещение сенсорной комнаты, центра игровой поддержки и др.

Так, в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности важно продумать четкое планирование действий ребенка (распорядок дня, режим двигательной активности и т.п.).

Важным является снятие ограничений по времени при выполнении заданий в группе.

Необходимо интегрировать содержание и смыслы физкультурно-оздоровительной деятельности с интересами детей.

Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование их к учебно-познавательной деятельности, особенно на пороге школы может обеспечить ровное и спокойное поведение.

Также рекомендуется развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую неделю, ведение самооценки по ступенькам успеха.

Необходимо создавать положительный эмоциональный фон дома, в группе, на прогулке.

А.Л. Сиротюк предлагает ряд кинезиологических упражнений для нормализации общего тонуса мышц тела (кинестетическая концентрация внимания). Это разные растяжки – «Звезда», «Качели», растяжка на фитболе, баланс руки и ноги на фитболе, «Кобра», «Натянутый лук», растяжка «ахиллова» сухожилия, стоя у стула. Массажи – массаж ушных раковин, массаж и самомассаж рук, самомассаж головы, самомассаж стоп ног, массаж лица по методике Л.И. Уманской.

Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации (интеграция тактильных и кинестетических ощущений, распределение внимания): прыжки на батуте, упражнения на упругих эластичных мячах, плавание, качание на качелях, каруселях, ходьба по скамейке, бровке тротуара, буму, скатывание с горки.

Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние и тактильное внимание: ароматерапия – анис, мелисса, апельсин успокаивают импульсивность, бергамот, гвоздика – повышают концентрацию внимания, жасмин, грейпфрукт – тонизируют психику.

Также широко можно использовать работу с бархатной бумагой, глиной, песком, рисование пальцами (пуантизм). Разнообразные игры с правилами позволяют усилить не только сенсомоторные ощущения, но и развивать произвольность внимания и памяти, этому способствуют такие игры, как «Слепой мешочек», «Буквы» под тканью узнать буквы или цифры, «Отгадай-ка» (дается в руку любой предмет, следует отгадать с закрытыми глазами наощупь), «Рисунок на спине, ладошке, стопе», «Наощупь» (предлагается с закрытыми глазами завязать бантик, вдеть шнурки, застегнуть пуговицы, построить по росту матрешек).

Упражнения для развития тонального звукоразличения (слуховое внимание): «Рисование шумов» – лесного ручейка, морского прибоя, криков дельфинов, птиц, шума дождя и др., «Шумящие коробочки» (в коробочках рис, крупа, песок, скрепки, бумажные шарики), «Послушай тишину» – звуки за окном, в комнате, свое дыхание, работу сердца.

Упражнения для развития слухомоторной координации (переключаемости внимания): иппотерапия, дельфинотерапия, фелино- или гаттотерапия (общение с кошками), ритмика, хореография, теннис, хлопки в парах или по кругу (передать ритм хлопками), «Электрический ток» (передать ритм по кругу), «Оркестр» (угадай озвученную игрушку), «Барабанщик».

Упражнения для развития слухомоторной координации, зрительной памяти (зрительное внимание): наблюдение за пламенем свечи, костра, камина, елочной гирляндой, облаками (3-5 минут), конструкторы, леготерапия, пазлы, мозаики, цветотерапия (наблюдать и различать цвета спектра), «Назови имя» (описание внешнего вида ребенка), «Узнай позу», «Вспомни картинку» (не менее 10), «Индеец Зоркий глаз», «Краски-глазки», глазодвигательная гимнастика.

Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Театр пальчиков», «Змейки», «Бусинки», «Карандаши», пальчиковая гимнастика.

Упражнения для крупной моторики и межполушарного взаимодействия: разнообразные виды перекрестных движений, «Парад» – хлопки руками с ходьбой, прыжки с одновременными хлопками рук, «Постучалочки», «Гусеница», «Крабики», «Топор-пила» – одной рукой пилить, другой рубить, «Я хороший» – гладить себя по голове и животу одновременно руками.

Дыхательные упражнения: «Собачке жарко», «Певец», «Хомячок» – пошмыгать носиком, «Антистрессовое дыхание» – представить, что внутри вас надувается шарик, задержать дыхание, расслабиться.

Упражнения на релаксацию: «Солнышко и тучка», «Игра с песком», «Моя неделя, мой день, моя жизнь» – детям предлагается нарисовать картину своего дня телом, «Мой сон» – нарисуйте его движением.

Поощрение и применение санкций к детям с СДВГ

Для детей с СДВГ рекомендуются следующие формы поощрений: материальные (подарки, одежда, любимая пища и др.); социальные – роль лидера, похвала, поощрение, признание, благосклонное внимание, доброжелательное отношение, улыбка; режимные – уменьшение ограничений, приглашение друзей в гости, поход в кино и др.

При очень серьезных нарушениях правил техники безопасности выполнения физических упражнений, ярко выраженной агрессии по отношению к сверстникам, грубых и демонстративных нарушениях правил подвижных и спортивных игр возможно применение очень ограниченных форм санкций – неодобрительный взгляд, частичная потеря каких-либо привилегий, лишение поощрения, временный запрет на приятные занятия. Наибольший эффект производит ожидание наказания.

Взрослому необходимо в процессе организации физического воспитания четко формулировать свои пожелания и правила, можно продемонстрировать их на карточках. Следует широко применять сигналы или ограничивать сроки выполнения задания. Необходимо говорить ребенку, что нужно сделать, чтобы наказание было снято, сохранять хладнокровие и не проявлять ярких эмоций.

Следует избегать нотаций, крика, других форм невербального взаимодействия, не употреблять много наказаний, наказывать сразу после проступка, запрещается применять в качестве наказания лишение прогулки, телесные наказания. Целесообразнее наказание либо не использовать вообще, либо заменить игнорированием нежелательного поведения ребенка.

Методика организации подвижных игр с детьми СДВГ

При организации подвижных игр гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и оставаться на одном месте, поэтому вполне логично подбирать для него подобные игры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания.

В подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, иногда терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми.

В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, то может проиграть.

Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу. Например, если цель игры – внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве. Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то нецелесообразно.

«Мельница». Цель – развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры: все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2 метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д., постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание: игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е. задействовать их слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленнее.

«Мишки и шишки». Цель – тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры: по полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных медведей. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Примечание: вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.

«Аисты – лягушки». Цель: – тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры: все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание: можно придумать другие исходные положения (сидя, лежа на спине, животе, боку), можно использовать гораздо большее количество И.П. – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые И.П.

«Передай мяч». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры: дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передают мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.

Варианты передачи мяча: над головой;

Примечание: все это может выполняться под энергичную ритмичную музыку.

«Сиамские близнецы». Цель – контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствует возникновению доверия между играющими.

Условия игры: детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.»

Примечания: чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и т.д.

Противопоказания к выполнению физических упражнений

Во-первых, физические упражнения должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Очень часто диагноз СДВГ связан с сопутствующим – пороком сердца. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с родителями это будет еще полезнее, ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах. С врачом надо обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет, что добавить, а что исключить.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для других органов и систем, особенно для сердечно-сосудистой, дыхательной.

В-четвертых, стоит помнить, что лечебная физкультура имеет конкретную направленность. Очень полезно сочетать ее с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они интересны).

Контрольные вопросы:

  1. Какие психофизические и двигательные особенности характерны для детей дошкольного возраста с СДВГ?

  2. Раскройте взаимосвязь речевой и двигательной функции у детей дошкольного возраста с СДВГ.

  3. Какие методические приемы используются для активизации внимания, речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с СДВГ в процессе организации физического воспитания?

  4. Какие компенсаторные механизмы применяются в физическом развитии детей дошкольного возраста с СДВГ?

  5. Какие условия необходимы для развития мелкой и крупной моторики детей с СДВГ?

  6. Какие методы и методические приемы необходимы для комплексного развития физических качеств детей дошкольного возраста с СДВГ?

  7. Раскройте методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с СДВГ?

  8. Какие физические упражнения противопоказаны детям дошкольного возраста с СДВГ?