Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
Новые для своего времени, оригинальные (инновационные, альтернативные), экспериментальные учебно-воспитательные учреждения встречались на всех этапах развили педагогической теории и образовательной практики. Термин «авторская школа» («авторская педагогическая система») употребляется в педагогике с конца 1980-х годов.
Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе психолого-педагогических и (или) организационно управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом, — феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной образовательной практики и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда—авторская школа) концептуального. Термин «авторские школы» применяют также к наиболее известным образовательным учреждениям прошлого. Из истории педагогики известны такие авторские школы, как воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, школы Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнера, В.Н. Сороки-Росинского, школа-коммуна А.С. Макаренко. Первая опытная станция по народному образованию С.Т. Шацкого, Павлышская средняя школа В. А. Сухомлинского и др. Современными авторскими школами являются: школа самоопределения (А.Н. Тубельский); школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде); агрошкола (А.А. Католиков); школа В.А. Караковского и др.
Таким образом, авторская школа — образовательное учреждение (педагогическая система), в основе которой лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, проектируемые и эффективно реализованные автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. Г.К. Селевко выделил отличительные черты (критерии) авторских школ.
Отличительные черты (критерии) авторских школ |
Инновационность – наличие оригинальных авторских идей, гипотез относительно изменения (усовершенствования) педагогического процесса Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса Реальность и эффективность авторской школы, подтвержденная результатами Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целевых ориентации школы социальному заказу и общеобразовательным стандартам Альтернативность — отличие тех или иных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий) от традиционных, общепринятых в массовой школе Концептуальность учебно-воспитательного процесса — наличие философских, психологических, социально-педагогических и иных научных оснований авторской модели школы |
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью