Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
Технология педагогического целеполагания — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на определение, формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся. В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающая представление о результате или образ желаемого результата.
Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Цель, по утверждению В.П. Беспалько, диагностична, если есть строгое, точное описание формируемых знаний, умений, свойств личности, позволяющее отличить их от всех других; для выявления диагностируемых знаний, умений, свойств есть инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки. Цель задана операционально, если в ее формулировке имеется указание на средства достижения этой цели. Всякая диагностично и операционально заданная цель называется задачей. М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач обучения, встречающиеся в школьной практике.
Способы постановки задач обучения в общеобразовательной школе | |
Способ постановка задач | Описание способа постановки задач |
1. Определение задач через изучаемое содержание | Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например, изучить содержание глав произведения, правило русского языка). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены |
2. Определение задач через деятельность учителя | Учитель планирует собственную деятельность (познакомить учащихся с, объяснить.., продемонстрировать...). Не предусматривается указание на результаты обучения |
3. Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика | Такой способ (формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к...) возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы. В таких задачах нет конкретности |
4. Постановка задач через учебную деятельность ученика | Не указываются результаты обучения (анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т. п.) |
5. Формулировка задач обучения как ожидаемых (промежуточных) результатов обучения, выраженных в действиях ученика | Наиболее технологичный способ в случае, если учитель или другой эксперт может надежно опознать результаты обучения |
Цель и задачи урока должны отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития.
Главная дидактическая цель урока
Задачи обучения:
овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками
Задачи воспитания: формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения
Задачи развития: развитие общеучебных и специальных умений, совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осуществление самоконтроля и самооценки, становление и развитие личности в целом .
Свою специфику имеет технология целеполагания в процессе воспитания. Она может быть представлена последовательностью этапов.
Этапы целеполагания | Содержание этапа |
1. Диагностический этап | 1. Изучение состояния воспитательного процесса. 2. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их уровня воспитанности. 3. Изучение результатов педагогической деятельности на предыдущем этапе воспитания |
2. Аналитический этап | 1. Анализ целей воспитания (в обществе, в данном регионе, школе, первичном коллективе). 2. Анализ воспитательного потенциала первичного коллектива, школы, микрорайона, города |
3. Моделирование | 1. Соотнесение целей воспитания с готовностью ученического коллектива к их достижению. 2. Формулирование первого варианта педагогической цели |
4. Коллективное целеполагание | 1. Трансформация цели педагога в цели воспитанников. 2. Вовлечение воспитанников в процесс выработки и коррекции целей |
5. Уточнение | 1. Анализ результатов деятельности воспитанников на этапе коллективного целеполагания. 2. Формулирование цели с учетом интересов всех субъектов педагогического процесса |
Без актуализации у школьников определенных потребностей, положительной мотивации, побуждающей их к тем или иным видам деятельности, невозможно осуществлять успешный учебно-воспитательный процесс. Мотивацию деятельности и поведения образуют потребности, интересы, цели, идеалы. Технология формирования положительной мотивации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся может быть охарактеризована как система действий педагога, направленных на формирование и развитие этой мотивации.
Все способы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности условно можно разделить на три группы (по И. 3. Гликману): 1) связанные с лучшим удовлетворением врожденной познавательной потребности, которая есть у каждого ребенка, посредством продуманной более эффективной организации обучения; 2) ориентированные на удовлетворение других потребностей учащихся; 3) направленные на создание общих благоприятных условий для протекания учебно-воспитательного процесса.
Продуманная организация обучения (первая группа способов) предполагает: четкое структурирование учебного материала; логичное, контрастное, яркое, увлекательное изложение учебного материала, дополненное наглядными образами; ритмичное чередование разных по напряженности умственных и практических действий; организацию ситуаций постоянного оперирования знаниями, применения их на практике; самостоятельный поиск и исследование научных проблем; применение активных методов и форм педагогического процесса; выполнение творческих заданий; использование воображения, средств искусства и многое другое.
Ко второй группе способов относятся: новизна учебного материала и характера учебно-познавательной деятельности; необычность подачи материала и его противоречивость (проблемность); включение элементов проблемно-исследовательской деятельности; практическая значимость и польза знаний для самих учащихся; создание ситуаций успеха; опора на возрастные, тендерные и индивидуальные потребности школьников и т. д. Положительная мотивация учебной деятельности школьников зависит также от окружающих условий (3-я группа способов); к ним относятся: эстетическая привлекательность школьных помещений, удовлетворяющая потребности учащихся и педагогов в упорядоченности и гармонии окружающей среды; профилактика переутомления, снятие психического напряжения, отдых от умственной деятельности; уважение к личности ученика, обстановка сотрудничества; разнообразная внеучебная деятельность, действенное ученическое самоуправление и др. Не менее важно сформировать положительную мотивацию воспитывающей, деятельности школьников. Соответствующая технология реализуется с учетом требований к организации воспитывающей деятельности: личностно значимая мотивация деятельности; формирование социальных мотивов, осознание своей роли в достижении результата деятельности; разнообразие видов деятельности; сочетание предметной деятельности с духовной (ценностно-ориентационной) деятельностью по осмыслению жизни; организация деятельности как коллективной и творческой, с обозначением разных ролей участников; соблюдение культурных социальных норм (поведенческих, гигиенических, этических, эстетических, правовых и др.); созидательность, наличие качественного практического результата деятельности, осмысление его значимости. В рамках технологии формирования положительной мотивации воспитывающей деятельности применяются разнообразные методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, перспектива, соревнование, сюжетно-ролевые игры, поощрение, порицание, пример, убеждение, внушение, заражение и др.
Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого (С.С. Кашлев). Реализуя технологию рефлексии, педагог анализирует деятельность учащихся, собственную воспитательную деятельность и преподавание, а также взаимодействие с учащимися. Соответственно учащиеся анализируют собственную деятельность, деятельность педагога и взаимодействие с ним. Технология рефлексии осуществляется в ходе педагогического взаимодействия или завершает его и включает три основных компонента (по С.С. Кашлеву): фиксирование состояния развития в эмоционально-чувственной, мотивационной, когнитивной, нравственной и других сферах; определение причин этого состояния (успешность деятельности, инте-ресное содержание, значимость обсуждаемых проблем и т. п.); оценка продуктивности своего развития в результате состоявшегося педагогического взаимодействия.
Этапы технологии организации рефлексивной деятельности учащихся:
Остановка дорефлексивной деятельности | ||||
Мысленное восстановление последовательности выполненных действий | ||||
Оценка своего эмоционального состояния | Анализ результатов деятельности с позиций их соответствия поставленным целям | |||
Фиксирование результатов рефлексии |
| |||
Эмоциональное состояние | Продукты деятельности | Способы деятельности |
| |
Прогнозирование будущей деятельности с учетом результатов рефлексии |
В ходе рефлексивной деятельности у школьников формируются умения анализировать и оценивать собственные действия (тип, смысл, способы осуществления, результаты, возникшие проблемы и пути их решения) и состояния; осознавать свою индивидуальность; корректировать индивидуальную образовательную траекторию.
Эффективными методами организации рефлексивной деятельности учащихся является рефлексивно-аналитическая беседа, метод «вживания», анализ морального или иного выбора, полилог, дискуссия и другие; формами — семинар, заседание клуба знатоков, конференция, устный журнал, экскурсия и другие; технологиями — личностно ориентированные (проектная, кооперативная и т. д.), игровая, проблемная и др. В педагогической практике широко применяются следующие методы рефлексии «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Мини-сочинение», «Ключевое слово», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу» и другие (по С.С. Кашлеву).
Отличительной чертой педагогической рефлексии является то, что рефлексивная деятельность учащихся организуется педагогом. Ситуации рефлексии выступают обязательными элементами современного урока, других форм педагогического процесса.
Семинар. Личностно-развивающее обучение
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью