logo search

Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании

ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ Выдвигали на первое место культ человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.

Приверженность античной культуре.

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суро­вой дисциплины.

Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга граж­данина.

Физическое воспитание и труд как важные средства формирования лич­ности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо­рье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо­дом, длительным бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев, правильного питания и сна.

Особенностью гуманистического воспитания этого периода является клас­сический характер образования, в основе которого — древние языки (латин­ский и греческий) и античная литература. Из христианской литературы — Библия и отцы церкви. Основные предметы изучения: история, мораль­ная философия, поэзия, риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер), имеющие прежде всего воспитатель­ный характер. Естественный цикл был представлен: квадривиумом (ариф­метика, геометрия, музыка и астрономия); в отдельных школах итальянс­ких гуманистов преподавали географию и астрологию. У гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.

46

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.

Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радост­ный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное при­менение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отноше­ние отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко­лах в основном было платным.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) — выдающийся математик, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа».

Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значе­ние придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества уча­щихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитывать умеренность. Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было новым методом. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания при­роды, вещей, явлений.

Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

ВИВЕС ХУАН ЛУИС (1492—1540) — испанский педагог-гуманист, фи­лософ, был учителем дочери английского короля. Был назван современника­ми «вторым Квинтилианом».

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, класси­ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требова­ниях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен­ным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую ак-

47

тивность. Воспитание включает: физическое воспитание — бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспи­тание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение; нравствен­ное воспитание — религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения, наблюдение природных явле­ний, знакомство с различными ремеслами и искусствами. Мягкость дис­циплины и привлекательность обучения.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вер-жерио (1350-1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369—1444) Италия; Р. Агрикола (1443—1485), И. Рейхин (1455-1522) — Германия; М. Монтень (1533-1592) Франция; Т. Мор (1478—1535) — Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри­стианского воина; Экклезиаст, или Евангельский .проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Пораболы или сравнения, выбран­ные из некоторых лучших авторов.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания раз­витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен­ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Пред­мет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая —

48

чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принци­пиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педаго­гике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внут­ренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя отно­ситься с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую на­зывал «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю­чающих насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись-ю предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памя­ти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо-зал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.

В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к дpyry с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учите-ш». Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свобод­ной душе ребенка, калечат его.

Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только

полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».

Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так ж философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.

49

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему вос­питанны, образованны и подготовлены к своему делу.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА (1478—1535)

Основное произведение — Золотая книга, столь же полезная, как за­бавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.

Право на обучение

Язык преподавания и круг учебных предметов

Физическое воспитание

Нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Умственный труд

Самообразование

Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые.

Преподавание ведется на родном языке. Основ­ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек­тика, естествознание, теоретическое земледе­лие. В обучении широко применяются нагляд­ность и экскурсии.

Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Детей учат нравственности и добродетели, кото­рые послужат оплотом государству.

Основа воспитания — земледелие, которое изу­чается в школах теоретически, на полях — прак­тически: соединение обучения с производи­тельным трудом. Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ре­меслу еще в детском возрасте.

Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, осво­бождаемые от физического труда.

Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив­шие таким образом глубокие познания становят­ся учеными.

50

МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533—1592)

«Монтень первый ясно выразил мысль о свободе воспитания»

Л.Н. Толстой

Краткая

биография.

Основные

труды

Педагогические взгляды

Родился 28 февраля в богатой, просвещен­ной купечес­кой семье. Получил блестящее образова­ние, много путешество­вал.

В1580-1588 гг.

написал свой основ­ной труд.

Был совет­ником

Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.

Монтеня отличал философс­кий скепти­цизм.

Опыты — трехтомный труд, в который вошли размышле­ния филосо­фа о разных областях человечес­кого бытия;

Дневник путеше­ствия.

Цель образования — «знание себя, а также того, что может на­учить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является са­мым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку, которая «изучает не книги, а вещи», за полез­ное в жизни образование.

Резко критиковал схоластическую систему обучения. Высту­пал против схоластики и ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совер­шенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время шко­лы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господ­стве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, за­поминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наи­зусть еще не значит знать».

Считал, что образование должно прежде всего развивать ум уча­щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо при­вивать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача образования и воспитания — обретение мораль­ных качеств.

Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.

Главный враг — узость кругозора. Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края.

Программа теоретического образования включает физику, гео­метрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.

Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и иг­рам.

Выступает против жестокости средневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум.

Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимо­сти. Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов си­лой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворе­ния своих самых низменных страстей. Стремился отделить философию от теологии. Считал, что образование «повредит естественным прелестям женщины».

51

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

Общие взгляды и идеи

Основные идеи произ­ведения Город Солнца

Система управления в Городе Солнца

27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взгля­дам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового госу­дарства экономического и политического равенства, которое дол­жно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.

Город Солнца — идеальное государство, где нет частной соб­ственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа обще­ственного блага — забота об улучшении «породы людей».

Метафизик (верховный правитель)

Мощь

Любовь

Мудрость

Война

Мир

Осада

Тактика

руководит искусствами,

учебными заведениями,

ремеслами, науками

наблюдение за дето­рождением, забота о хорошем потомстве

Система воспитания

Система образования

Трудовое воспитание

Воспитание носит полностью общественный характер и одинако­во для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспи­тания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекатель­ностью.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое дол­жно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспи­танием, с участием детей в труде, с обучением различным профес­сиям.

Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отража­ющей все науки...»

Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третье­го года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Де­тей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с ору­диями труда, работают вместе со взрослыми.

52