Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
ПЛАН:
1.Обучение в структуре педагогического процесса.
2.Дидактика как наука. Становление и развитие дидактики как науки.
3..Предмет, задачи и функции дидактики.
4.Основные категории дидактики.
Литература:
Загвязинский «Теория обучения в современной интерпретации», Москва, С.6-7.
Пидкасистый «Педагогика», Москва, 2002г., С. 117-147.
Сластенин «Педагогика», С. 186-193.
Смирнов С.А. «Педагогика», 2001г., С.188-221.
Хуторской “Современная дидактика»
Хрестоматия, С.5-36. («Современная дидактика: Теория и практика»/ Под ред. Лернера, Журавлева; Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития. Книга 1»; Лернер «Зачем учителю дидактика»)
2). Дидактика – это часть педагогической науки, изучающая теоретические основы процесса обучения. Она рассматривает цели и задачи образования, его содержание, процесс усвоения и применения знаний учащихся на практике. Эти проблемы рассматриваются в единстве развития, воспитания и обчения. Дидактика предполагает поиск ответов на вопросы:
Для чего обучать? – цели образования
Чему обучать? – определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.
Как обучать? – отбор методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.
Дидактика возникла как наука на рубеже 16-17 вв. и связана с деятельностью Яна Амоса Каменского. Им был создан труд «Великая дидактика», где он впервые выдвинул задачу – всех учить всему и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей.
Проблемы, рассмотренные Я.А. Каменским в «Великой дидактике»:
обучение должно соответствовать возрастным особенностям детей;
разработал концепцию построения учебника;
обосновал классноурочную систему (45 мин);
обосновал необходимость перемен;
в классы дети должны быть подобраны примерно одного уровня развития, одного возраста;
разработал «Золотое правило дидактики» -обучение должно быть наглядным.
В основе работы «Великой дидактики» положен принцип природосообразности – человек – это часть природы и развиваться он должен в соответствии с законами развития природы. Эти проблемы послужили основанием для дальнейшего развития дидактики. Огромную роль в становление дидактики как науки внесли работы Песталоцци, Дистервега, Гербарта.
Современное состояние дидактики как науки предполагает необходимость отчетливо представлять роль самого ученика. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением ученика к учению, его стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, его активностью. На сегодняшний момент обучение не сводится к механической передаче знаний, умений; а обучение подталкивает развитие личности ученика, дает возможность самостоятельно решить поставленную перед ним задачу. Это технология проблемного обучения, концепции развивающего обучения (Занков); концепция Давыдова, Эльконина; теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина и др.
Мы определим основные проблемы современной дидактики: воспитывающее обучение, развивающее обучение, развитие сознательности и самостоятельности в обучении; психология как опора в построении процесса обучения и дидактика как условие развития, воспитания ученика.
Все проблемы являются объективными критериями успешного обучения. Выработать закономерности успешного процесса обучения основная проблема и задача дидактики.
3). Дидактика решает следующие задачи:
- отвечает на вопросы: зачем, чему, как обучать;
- описывает и объясняет процесс обучения;
- исследует сущность, закономерности, принципы обучения в связи с воспитанием и развитием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;
- определяет творческие основы содержания образования;
- разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения;
- конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
- предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.
Для того, чтобы правильно подойти к пониманию предмета дидактики, необходимо уяснить разницу в понятиях «объект науки» и ее предмет.
Объект – эта область действительности, на которую направлена деятельность исследования. Предмет – способ видения объекта с позиций данной науки. Объектом дидактики является процесс обучения
Предметом любой теоретической науки является система отношений. Необходимо выяснить специфические отношения, присущие процессу обучения.
Система отношений:
- учитель – ученик
- ученик – учебный материал
- ученик – другие учащиеся
В педагогической литературе можно встретить разные суждения по поводу того, какое отношение из них считать главным для дидактики.
Мы исходим из положения, что специфическим для процесса обучения является отношение между двумя организованными деятельностями – преподаванием и учения. Преподавание – это деятельность тех, кто обучает, а учение – это деятельность тех, кто обучается.
Другой характеристикой предмета дидактики является единство обучения; учитель сообщает, а ученики усваивают содержание образования – т.е. ЗУН, отношения. Эта взаимосвязь процесса обучения и содержание, их единство – важная для определения предмета дидактики.
Предмет дидактики – это связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство.
Для того, чтобы приступить к рассмотрению функции Д., необходимо вспомнить функции педагогики.
Различают следующие функции педагогики:
- общетеоретическая – состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса;
- прогностическая – состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (например, какой будет школа, как изменится контингент учащихся и др.);
- практическая – состоит в том, что на основе знания разрабатываются методы, средства, формы, системы обучения.
Выделяются следующие функции Д.
- теоретическая
а) изучение реальных процессов обучения;
б) установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения;
в) раскрытие их сущности;
г) выявление тенденций перспектив развития.
- нормативно-прикладная:
а) разработка проблем отбора содержания образования;
б) установление принципов обучения;
в) Установление нормативов применения методов и средств в обучении.
4). Каждая наука имеет свои собственные категории, благодаря которым она объясняет те явления и процессы, которые лежат в основе ее объекта и предмета. Д. имеет систему понятий:
а) философские категории: человек, познание, знание, смысл и др;
б) общенаучные методические понятия: система, структура, элемент, связь и др.;
в) понятия педагогики и психологии: воспитание, образование, развитие, усвоение и др.;
г) собственно дидактические понятия:
Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и на этой основе формирование личности.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование.
Учение – организация и проведение самим учеником своей деятельности.
Преподавание – деятельность учителя по руководству усвоением содержания образования и формированием качеств личности.
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература