logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Педагогический анализ в работе классного руководителя

Педагогический анализ является важнейшей функцией управления педагогическими системами. Такую же роль он выполняет и в работе классного руководителя позволяя педагогу сознательно и эффективно управлять развитием учащихся, различными видами их деятельности. В результате анализа классный руководитель определяет (по Л.В. Байбородовой):

результативность своей деятельности и классной группы;

целесообразность проводимой воспитательной и организационной работы;

условия и факторы, способствующие достижению результатов воспитателями ной работы;

эффективность используемых педагогических средств, степень их влияние на результаты работы;

достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы;

пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Существуют различные типы анализа: по объекту (что анализируется), по субъекту (кто анализирует), по содержанию, по временному признаку.

Основой для педагогического анализа являются концептуальные взгляды педагога на процесс воспитания, а также смоделированная и реализуемая им система воспитания. Общий анализ воспитательного процесса имеет две составляюшие: 1) анализ профессиональной деятельности педагога; 2) анализ и оценка воспитанности школьников как продукта (результата) воспитательного процесса.

Типы и содержание педагогического анализа

Типы педагогического анализа

Содержание педагогического анализа

1. Анализ профессио-

нальной деятельности

классного руководителя и других педагогов,

работающих с классом

Содержанием анализа выступает воспитательный процесс и профес-сиональная деятельность самого классного руководителя (педагогов школы). Классный руководитель анализирует (по Н.Е. Щурковой):

каково предметно-пространственное окружение школьника, какова степень соответствия этого окружения современной материально-технической культуре;

каков социально-психологический климат в классной группе и в общешкольном коллективе, какова мера вовлеченности школьника в жизнь класса и школы;

какие виды деятельности учащихся организуются в классной группе и в школе, присутствует ли среди этих видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность, способствующая осмыслению и «переживанию» детьми окружающей и собственной жизни, а также практическая деятельность как «проживание» вхождения ребенка «в контекст современной культуры»;

каков профессионализм педагогов, работающих с учащимися в школе, каково их профессиональное отношение к каждому отдельному ребенку в данном классе;

какова методика (технология) организации деятельности учащихся в школе, способствует ли она проявлению и развитию индивидуальности каждого школьника;

каковы способы наблюдения за личностным развитием каждого ребенка и какова документация, фиксирующая это развитие

2. Анализ и оценка

воспитанности школьников как продукта

(результата) воспитательного процесса

Содержанием этой стороны педагогического анализа выступают:

физическое и психическое здоровье школьников;

внешний облик учащихся класса, отражающий в определенной степени уровень развития их внутреннего мира и свидетельствующий о благополучном или неблагополучном развитии личности;

поведение учащихся в его традиционном варианте, поведение каждого ребенка на фоне общепринятых норм поведения в школе;

состав (виды) деятельности, предпочитаемой всеми учащимися и каждым отдельным ребенком;

уровень развития общих и специальных способностей учащихся; система ценностных предпочтений группы и каждого отдельного ученика;

отношение учащихся к собственной личности, их «Я-концепция» и т. п.

Для осуществления педагогического анализа необходимо определить критерии эффективности работы классного руководителя. При этом под эффективностью работы классного руководителя понимают соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам. Выделяют (М.И. Рожков, В.А. Сластенин и др.) две группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя: результативные и процессуальные.

Критерии (показатели) эффективности работы классного руководителя

Результативные критерии показывают, насколько эффективно классный руководитель реализует свои целевые и социально-психологические функции; отражают уровень социального развития, достигнутого воспитанниками, а также те позитивные изменения, которые произошли в уровне воспитанности учащихся и в их взаимоотношениях

Процессуальные критерии позволяют оценить выполнение классным руководителем управленческих функций:

как осуществляется его воспитательная работа и общение;

каковы деятельность и общение учащихся, которые организует педагог,

как реализуется в процессе труда личность классного руководителя;

каковы работоспособность и здоровье классного руководителя

Приоритет в оценке эффективности работы классного руководителя обычно принадлежит результативным критериям. Однако эффективной можно назвать такую деятельность классного руководителя, для которой будут высокими обе группы показателей. Наиболее часто классный руководитель обращается к анализу конкретной формы воспитательной работы и к итоговому анализу работы по окончании учебного года.