logo search
онтогенез речевой деятельности

Факторы развития речи.

Для нормальной речи и её развития у ребёнка необходимо:

Факторы речевого развития (сформулированные М.Р.Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педагогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

Условия развития речевой активности:

а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

б) умение преодолевать скованность, застенчивость;

в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер. Что новое вносит школа в речевое развитие дошкольника:

1) осознание языка и речи как объекта наблюдения;

2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию) двух видов письменной речи (письмо и чтение);

3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий;

4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности; 

5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация).

8. Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи.