Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
Понятие «альтернативная педагогическая технология» рассматривается исследователями (Г.К. Селевко. и др.) в широком (нестрогом) и узком (строгом) смысле
Альтернативные педагогические технологии | |
В широком смысле — это технологии, которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения рассматривать как альтернативную педагогическую технологию | В узком смысле — это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического процесса |
Например, альтернативами классно-урочной системе являются: отказ от ее организационных атрибутов и характеристик (деления на классы по возрастному принципу, обязательности посещения занятий, стандартов, учебных программ, экзаменов, отметок и т. д.); деятельность разновозрастных групп и объединений; коллективная система обучения; уровневая и другие виды дифференциации и индивидуализации; тесная интеграция образования с окружающим миром («открытые школы») и другое. Альтернативой игнорированию закономерностей развития ребенка, ограничению физического движения и общения детей на уроке, непосильной умственной нагрузке, которые свойственны традиционному обучению, будут технологии, учитывающие природосообразность как педагогический принцип. Согласно ему, воспитатель в своей деятельности опирается на факторы естественного, природного развития ребенка. Альтернатива авторитарности, подчиненному положению ребенка по отношению к педагогу — педагогические технологии, реализующие концепцию свободного воспитания (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др.).
Дадим общую характеристику альтернативных педагогических систем (технологий) в зарубежной педагогике: вальдорфской педагогики Р. Штейнера, технологии саморазвития М. Монтессори, технологии свободного труда С. Френе, Дальтон-технологии, технологии французских мастерских. Эти педагогические системы (технологии) возникли в начале XX века в русле идей реформаторской педагогики как протест против традиционной педагогики с ее оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, ограничением активности и самостоятельности ученика. Философским основанием реформаторской педагогики были новые философские направления того времени: антропософия, экзистенциализм, прагматизм и другие. Для них характерно новое осмысление сущности человека как единства телесного, душевного и духовного начал; отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; развитие свободной коммуникации.
Базис реформаторской педагогики составили три альтернативных подхода.
Альтернативные подходы в реформаторской педагогике | ||
Подход к личности ребенка как уникальной по своей природе и имеющей право на индивидуальное развитие. Ребенок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями, которые реализуются только при благоприятных условиях | Подход к организации школы, учитывающей здоровье ребенка, его стремление к знаниям; развитие его творческих возможностей, стремление к полной реализации | Подход к школе как к системе, открытой для общественной жизни. Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими отношениями, школьные кооперативы и т. п.) способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми |
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью