Формы девиантного поведения
Наиболее социально опасными формами отклоняющегося поведения, в том числе подросткового, являются: пьянство (алкоголизм), наркомания, токсикомания, суицидальное поведение. Пьянство — форма отклоняющегося (антиобщественного) поведения, проявляющаяся в злоупотреблении алкоголем. Алкоголизм — болезнь, возникающая на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляющаяся в патологическом влечении к алкоголю, в психологической и физиологической зависимости от него. Наркомания — патологическое влечение к систематическому употреблению ряда наркотических средств. Токсикомания — патологическое влечение к систематическому употреблению препаратов, не включенных в список наркотиков, но также вызывающих изменения сознания.
Назовем общие признаки наркомании и токсикомании: болезненное влечение к употреблению средства; наличие состояния наркотического или токсикологического опьянения; абстинентный синдром (дискомфорт, организма, повышенная раздражительность, бессонница, тремор конечностей и т. п.); толерантность организма к принимаемому препарату, требующая постоянного увеличения дозы для достижения состояния эйфории. Исследователями выявлены главные причины подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: безнадзорность; социальная деградация родителей; распад родительской семьи; нездоровый быт и материальная необеспеченность; склонность к подражанию, подверженность влиянию моды; стремление удовлетворить любопытство, быть взрослыми и независимыми; предрасполагающие особенности личности (конформность, незрелость, внушаемость).
Суицидальное поведение включает суицидальные мысли, высказывания, угрозы, попытки, покушения и собственно суицид (осознанное лишение себя жизни). Максимум суицидальной активности подростков приходится на 16—17 лет. По данным исследователей, только один из 10 подростков, совершивших суицидальную попытку, действительно хотел покончить с собой, остальные стремились привлечь внимание к себе или своим проблемам. Выделяют следующие формы суицидальных попыток у подростков: 1) демонстративные или шантажные; 2) реактивные или эмоциональные (совершаются под влиянием чрезвычайно сильных стрессов, переживаний, возникших как реакция на какое-либо внешнее событие); 3) сознательные продуманные, хорошо спланированные действия, целью которых является лишение себя жизни; 4) суицидные попытки, совершенные душевно больными подростками в состоянии тяжелой депрессии.
Установлены основные причины суицидального поведения молодых людей: психологические особенности полового созревания; конфликтные ситуации; реакция неприятия окружающими, позиция объекта осуждения или угроз; психотравмы разной природы, «крушение» любви, разочарования, обиды; эмоциональная неустойчивость, внушаемость; несамостоятельность мышления, склонность к подражанию; размышления о смысле жизни и смерти, вызывающие стремление познать сущность смерти. Если ребенок или подросток предпринял попытку самоубийства, необходимо помнить, что в 9 случаях из 10 происходят повторные попытки, поэтому следует обратиться за социально-психологической помощью. Роль педагога в работе с таким ребенком состоит прежде всего в создании благоприятного психологического климата, способствующего поведенческим изменениям.
К социально опасным формам отклоняющегося поведения относятся также правонарушения, которые по степени тяжести делятся на проступки и преступления. Правонарушение — несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Проступки — малозначительные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности. Обычно это нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия. Преступления — опасные для общества действия или бездействия, за которые в качестве наказания законодательством предусматривается уголовная ответственность, наступающая с 16 лет, а за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, разбой, грабеж, хищение наркотических средств и др.) — с 14 лет.
Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. Корыстные мотивы носят незрелый, «детский» характер: правонарушения совершаются из-за озорства или любопытства, желания «развлечься», показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание, вследствие стремления к чему-то необычному, приключениям и острым ощущениям, а также внушения или подражания. Главное в насильственно-эгоистической мотивации — потребность в самоутверждении через насилие. Такая мотивация нередко сочетается с жестокостью поведения. С возрастом мотивация противоправного поведения становится шире и разнообразнее: ситуативно-импульсивное поведение уступает место «рациональному», заранее спланированному, преднамеренному. На первое место выходит мотивация корысти, выгоды, пользы, зависти. На смену хулиганству, браваде, самоутверждению приходят озлобленность, месть, ревность и пр. Согласно данным статистики, имущественный характер (кражи, грабежи, разбои, вымогательство) имеют более 70 % совершенных подростками преступлений. Существенную роль в инициировании преступных действий играют алкоголь и наркотизация.
На формирование противоправного поведения влияют как социальные, так и биологические факторы. Степень распространения девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как происходит процесс включения индивида в общественную жизнь. Изъяны, деформации, которые возникают в функционировании основных институтов социализации личности (семьи, учреждений образования, общественных организаций, неформальных объединений и групп молодежи и др.), неизбежно ведут к разного рода отклонениям в поведении детей и подростков. В группе социальных факторов главную роль играют семья (неполная, неблагополучная, алкоголизм или аморальный образ жизни родителей, отрицательный микроклимат в семье, низкий уровень общей культуры родителей и т. п.) и неформальная группа сверстников с антисоциальными тенденциями. К психологическим факторам относятся акцентуации характера, к биологическим — наследственность, акселерация, инфантилизм, психические заболевания и др. Например, деструктивные и противоправные действия нередко совершаются в состоянии сильных аффектов. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными (истерическими или истероидными). Причинами аффективного поведения могут быть: склонность к нему, характер и темперамент; дидактогения, неудачи в учении, конфликты с учениками класса, со всей учебной группой, несложившиеся отношения с учителями, родителями; внутренний конфликт между уровнем притязаний и тем уровнем, на котором ученик пребывает в классе; напряженность жизни и др.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью