logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Вальдорфская педагогика р. Штейнера

Немецкий философ, педагог Р. Штейнер (1861—1925) на основе своего антропософского учения создал международное культурно-образовательное движение под названием «вальдорфская педагогика». Первая вальдорфская школа была открыта в Штутгарте в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф — Астория». С позиции антропософии, человек — маленький космос, а космос — это большой человек. Мир, природа, история — точное отражение человека, а человек — синтез мира, природы, истории в миниатюре. Р. Штейнер создавал свою педагогическая систему на основе понимания сущности человека как синтеза четырех основных частей: телесности, мышления, воли, чувств. Процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе строится на знании законов развития этих частей. Вальдорфская педагогика — природосообразная технология.

Педагогический идеал вальдорфской школы — воспитание цельного, гармонично развитого человека. Это определяет и другие целевые ориентации вальдорфской педагогики: формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на свободный и осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие способности личности к самоопределению, самореализации и самоактуализации. Основные концептуальные положения вальдорфской педагогической системы базируются на антропософском учении о человеке.

В антропософии соединяются европейская и восточная культура (например, христианское учение и представление о личности как совокупности физического и астрального тела)

Развитие человека происходит по генетически детерминированной программе, идет впереди обучения, определяет его; развитие природных задатков происходит спонтанно, свободно, без принуждения

Задача педагогов—создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ребенка. При этом воспитание и обучение, школа приспосабливаются к ребенку, а не наоборот

Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не следует усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени, но в процессе воспитания и обучения необходимо реализовать идею развития в единстве ума, сердца и руки

В школе педагоги и учащиеся живут единой жизнью. Учитель пользуется авторитетом, ему стремятся подражать учащиеся

В вальдорфской школе культивируется здоровый образ жизни, творчество, искусство. Принцип вальдорфской педагогики таков: «Сначала — художественное, затем из него — интеллектуальное»

Указанные концептуальные положения определяют особенности содержания, методики, характер педагогического взаимодействия в вальдорфских образовательных учреждениях.

В учебном плане вальдорфских школ разумно сочетаются теоретические дисциплины, практические занятия (обработка металла, дерева, ткачество переплетные работы, кузнечное дело и др.) и художественные дисциплины. Отличительной особенностью в вальдорфской школе является принцип (метод) погружения, который реализуется в системе «учебных эпох»: 1-я половина дня в школе отводится «главному уроку» — дисциплине, курс которой изучается в течение 3—4-недельной «эпохи». Середина дня отводится на изучение двух иностранных языков, музыки, живописи, эвритмии (искусство движения, исполняемого в гармонии с музыкой и речью). Заключительная часть школьного дня — обучение ремеслу, ручной труд. Целям эстетического воспитания служат также среда и архитектура школы.

Основными методами и средствами образования являются слово учителя, игра, творческая деятельность, искусство (музыка, изобразительное искусство, фольклор и т. д.), природные материалы, труд, ремесла. Педагогика требований заменяется педагогикой отношений. Отсутствует деление на учебную и внеклассную работу.

Ключевая фигура в вальдорфской школе — учитель (классный руководитель), который преподает все предметы с 1-го по 8-й классы, заботится об интеллектуальном и духовном становлении личности каждого ученика, установлении прочных дружественных связей с родителями. В соответствии с принципом творческой автономии учитель действует не на основе инструкций и учебных программ, а на основе понимания сущности ребенка. Он ожидает созревания природных сил ребенка и принимает ребенка таким, какой он есть. Учителя самостоятельны в выборе содержания, форм и методов обучения и воспитания. Учитель не говорит ребенку «нет», «нельзя», не делает замечаний, не выделяет слабых и сильных, не оставляет на второй год. В школе отсутствует традиционная система отметок, ее заменяют характеристики учащихся, в которых представлены их успехи, прилежание, перспективы. Каждый ученик, находясь в центре педагогической системы, может свободно развиваться в соответствии со своими способностями. Он имеет право и свободу выбора формы и плана урока, вида и способов деятельности на уроке. У него есть право на ошибку и на свободный творческий поиск.

У учащихся складываются отношения ответственной зависимости с коллективом, так как важным принципом вальдорфской педагогики является принцип самоуправления. Создаются различные коллегиальные органы школьного самоуправления: еженедельные конференции, школьное объединение, совет родителей и учителей и т. д.

В конце XX века в мире насчитывалось более 500 вальдорфских школ и 1000 детских садов. Вальдорфская педагогика применяется также в работе лечебно-педагогических сообществ «Кэмпхилл», в которых живут и воспитываются дети и взрослые с особен­ностями психофизического развития. Вальдорфские учителя специально готовятся на педагогических семинарах при вальдорфских школах (3—4 года обучения).