logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание

Акценты целей

Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий.

Акцент на формирование способов умственных действий СУД.

Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Учащиеся должны уметь делать содержательные обобщения — конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные пере­ходы от частного к всеобщему и обратно.

Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их и обратно.

Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.

Концептуальные основания технологии РО Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Гипотезы

Идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения.

Возможности ребёнка к обучению (и следовательно, к развитию) огромны, но не используются в традиционной технологии.

Детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия, они принимают их и осваивают раньше, чем научаются действовать с их частными про­явлениями.

Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребёнка.

Принципы

Развитие происходит путём врастания ребёнка в культуру и опирается как на своё основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).

Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).

Принцип субьектности ребёнка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.

Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

Приоритетная цель формирование способов умственных действий (СУД).

Дидактика

Содержание:

Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.

- Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).

- Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.

- Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

> Методика:

- Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний общего и абстрактного характера, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из своей единой основы.

Принцип проблемности как условие мотивации. Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.

- Принцип моделирования. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.

Обучение как активный деятельностный процесс:

Понимание учебной деятельности ребёнка как деятельности но самоизменению.

Выделение в структуре учебной деятельности четырёх компонентов - учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.

- Принцип диалога — полилога.

- Концепция коллективно-распределённой учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

Развивающее обучение в образовательном процессе

У истоков теории развивающего обучения стоят И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. В XX веке ее разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др. Свое дальнейшее развитие она получила в трудах и экспериментальных исследованиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Проблема соотношения обучения и развития остается одной из важнейших проблем педагогики. Существует три основные точки зрения по поводу ее решения.

Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в педагогике

«Обучение и развитие – тождественные процессы»

«Развитие создает возможности,

обучение их реализует»

«Обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С. Выготский)

Обучение и есть развитие. Так считали, например, В. Джемс,

Э. Торндайк

Развитие идет впереди обучения, определяя его; обучение подчиняется законам развития. Сторонники концепции «обучаемого развития» (термин Г.К. Селевко) — Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Д. Дьюи и другие — утверждали, в частности, что обучение должно опираться исключительно на генетически вызревающие структуры интеллекта ребенка, то есть по образному выражению Л.С. Выготского, идти «в хвосте развития». Обучение надстраивается над развитием, как бы «обучая» его

Концепция развития психики под воздействием обучения разрабатывалась психологом Л.С. Выготским. Если «обучение идет впереди развития», то оно создает «зону ближайшего развития», в которой происходит развитие высших психических процессов (мышления, памяти, внимания и др.), формирование знаний, умений, способностей ребенка в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Нередко обучение осуществляется в зоне актуального развития или отстает от нее. В этом случае оно не только не работает на развитие ребенка, но даже тормозит его

Термин «развивающее обучение» предложен российским психологом В.В. Давыдовым. Исследователями выявлены условия реализации развивающего обучения: нацеленность обучения на развитие целостной личности; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; признание ученика полноцен­ным субъектом деятельности; в процессе обучения учитываются и используются зако­номерности развития; обучение приспосабливается к уровню и особенностям индивида; обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка — педагогические воздей­ствия опережают, стимулируют, направляют, ускоряют развитие природных свойств личности; ученик не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает спо­собами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью; создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития личности ученика в процессе обучения.

Современная педагогическая наука располагает разными концепциями развивающего обучения. Так, по мнению П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, развивающее обучение может быть организовано в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий. Согласно концепции 3.И. Калмыковой, развивающим является только такое обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление. Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер указывают, что основной задачей развивающего обучения является формирование у учащихся приемов учебной деятельности. Концепция развивающего обучения Н.Н. Поспелова ориентирована на формирование мыслительных операций.

Таким образом, развивающее обучение — активно-деятельностный тип обучения, нацеленный на развитие личности, психическое развитие ученика, в том числе на развитие теоретического, продуктивного или творческого мышления, на формирование мыслительных операций, приемов учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и других умений. Технологии развивающего обучения — технологии, стержневой идеей которых является создание максимально благо­приятных условий для развития личности ученика в процессе обучения. На основе обобщения существующих концепций и систем (технологий) развивающего обучения сформулированы общие психолого-педагогические принципы развивающего обучения: проблемность, индивидуализация и дифференциация обучения; оптимальное развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); специальное формирование алгоритмических, эвристических и других приемов умственной деятельности, организация мнемонической деятельности.

В рамках теории развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Наиболее разработанными и методически оснащенными являются системы развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В настоящее время они осваиваются и реализуются учителями начальной школы.