Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
Акценты целей
Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий.
Акцент на формирование способов умственных действий — СУД.
Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Учащиеся должны уметь делать содержательные обобщения — конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.
Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их и обратно.
Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.
Концептуальные основания технологии РО Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Гипотезы
♦ Идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения.
♦ Возможности ребёнка к обучению (и следовательно, к развитию) огромны, но не используются в традиционной технологии.
♦ Детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия, они принимают их и осваивают раньше, чем научаются действовать с их частными проявлениями.
♦ Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребёнка.
Принципы
♦ Развитие происходит путём врастания ребёнка в культуру и опирается как на своё основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).
♦ Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
♦ Принцип субьектности ребёнка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
♦ Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
♦ Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).
Дидактика
♦ Содержание:
— Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.
- Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
- Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.
- Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
•> Методика:
- Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний общего и абстрактного характера, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из своей единой основы.
— Принцип проблемности как условие мотивации. Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.
- Принцип моделирования. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
♦ Обучение как активный деятельностный процесс:
— Понимание учебной деятельности ребёнка как деятельности но самоизменению.
Выделение в структуре учебной деятельности четырёх компонентов - учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.
- Принцип диалога — полилога.
- Концепция коллективно-распределённой учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.
Развивающее обучение в образовательном процессе
У истоков теории развивающего обучения стоят И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. В XX веке ее разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др. Свое дальнейшее развитие она получила в трудах и экспериментальных исследованиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Проблема соотношения обучения и развития остается одной из важнейших проблем педагогики. Существует три основные точки зрения по поводу ее решения.
Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в педагогике
«Обучение и развитие – тождественные процессы» | «Развитие создает возможности, обучение их реализует» | «Обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С. Выготский) |
Обучение и есть развитие. Так считали, например, В. Джемс, Э. Торндайк | Развитие идет впереди обучения, определяя его; обучение подчиняется законам развития. Сторонники концепции «обучаемого развития» (термин Г.К. Селевко) — Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Д. Дьюи и другие — утверждали, в частности, что обучение должно опираться исключительно на генетически вызревающие структуры интеллекта ребенка, то есть по образному выражению Л.С. Выготского, идти «в хвосте развития». Обучение надстраивается над развитием, как бы «обучая» его | Концепция развития психики под воздействием обучения разрабатывалась психологом Л.С. Выготским. Если «обучение идет впереди развития», то оно создает «зону ближайшего развития», в которой происходит развитие высших психических процессов (мышления, памяти, внимания и др.), формирование знаний, умений, способностей ребенка в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Нередко обучение осуществляется в зоне актуального развития или отстает от нее. В этом случае оно не только не работает на развитие ребенка, но даже тормозит его |
Термин «развивающее обучение» предложен российским психологом В.В. Давыдовым. Исследователями выявлены условия реализации развивающего обучения: нацеленность обучения на развитие целостной личности; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; признание ученика полноценным субъектом деятельности; в процессе обучения учитываются и используются закономерности развития; обучение приспосабливается к уровню и особенностям индивида; обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка — педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют, ускоряют развитие природных свойств личности; ученик не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью; создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития личности ученика в процессе обучения.
Современная педагогическая наука располагает разными концепциями развивающего обучения. Так, по мнению П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, развивающее обучение может быть организовано в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий. Согласно концепции 3.И. Калмыковой, развивающим является только такое обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление. Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер указывают, что основной задачей развивающего обучения является формирование у учащихся приемов учебной деятельности. Концепция развивающего обучения Н.Н. Поспелова ориентирована на формирование мыслительных операций.
Таким образом, развивающее обучение — активно-деятельностный тип обучения, нацеленный на развитие личности, психическое развитие ученика, в том числе на развитие теоретического, продуктивного или творческого мышления, на формирование мыслительных операций, приемов учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и других умений. Технологии развивающего обучения — технологии, стержневой идеей которых является создание максимально благоприятных условий для развития личности ученика в процессе обучения. На основе обобщения существующих концепций и систем (технологий) развивающего обучения сформулированы общие психолого-педагогические принципы развивающего обучения: проблемность, индивидуализация и дифференциация обучения; оптимальное развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); специальное формирование алгоритмических, эвристических и других приемов умственной деятельности, организация мнемонической деятельности.
В рамках теории развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Наиболее разработанными и методически оснащенными являются системы развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В настоящее время они осваиваются и реализуются учителями начальной школы.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью