logo search
ответы к госу

48. Методика работы над предложением и словосочетанием в начальной школе.

Работа над словосочетанием:

Словосочетание – лексико-грамматическое единство, которое создаёт расчленённое обозначение единого понятия. Словосочетание не является единицей общения, не содержит отрицания или утверждения, не оформлено интонационно. В практике начального обучения употребительны понятия «пара слов» и «словосочетание». Учащиеся усваивают, что словосочетание состоит из 2 или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. В нём всегда одно слово – главное (от него задают вопрос), другое – зависимое (к нему задают вопрос).

Предложение – одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

В работе над предложением в начальной школе выделяется 5 направлений:

* формирование грамматического понятия «предложение»

* изучение структуры предложения (грамматическая основа предложения, особенно главные, второстепенные члены предложения, обратный и прямой порядок слов, распространённые и нераспространённые предложения)

* формирование умения использовать в речи разные по цели высказывания и интонации предложения, овладение правильным интонированием предложения

* развитие умения точно употреблять слова в предложении

* формирование умения оформлять предложение в письменной речи

1 класс: учатся выделять предложения из текста, знакомятся с понятием предложения и его признаками, учатся различать предложения от отдельных слов, находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится и что о них говорится, соблюдать интонацию при чтении предложения, правильно оформлять предложение на письме.

2 класс: знакомятся с употреблением в конце предложения кроме точки вопросительного и восклицательного знака, усваивают термины и понятия «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения».

3 класс: виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные), термин и определение «словосочетания».

4 класс: предложения с однородными членами без союзов и с союзами (а, и, но), произношение их с интонацией перечисления, употребление их в устной и письменной речи.

Традиционные упражнения в теме «Синтаксис»:

- Чтение предложения с разными интонациями

- Графический диктант (под диктовку: вместо слов – условные обозначения)

- Синтаксический анализ предложения (разбор по членам)