logo search

Основные общенаучные тезисы

Выводы в применении к педагогике

Взгляды на воспитание и обучение

Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа-~елем рациона­листической философии, оказал на педаго-гику большое влияние.

Объявлял разум единственным источником знания: «Недо-статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить».

Образование, доступ­ное каждому, — не привилегия, а естествен­ное право.

Отрицал средневековую схоластическую науку,

основанную на авторите­те церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних.

Провозглашал принцип самодеятельности уч-

ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.

Идеал воспитания — развитие яс­ного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равен­стве умов, допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование.

В процессе познания исключитель­ную роль отводил дедукции.

Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от про­стого к сложному.

Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление.

65

ON 66

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист

Биографические сведения и основные работы

Общие педагогические идеи

Дидактические принципы

Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию.

Закончил лютеранский универси­тет в Ростоке, где изучал теологию и философию.

Занимался вопросами совершен­ствования методов обучения иностранным языкам.

Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики.

Франкфуртский мемориал, посо­бие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников.

Дидактические идеи носили в целом материалистичес­кий характер.

Считал, что разум ребенка — чистая доска, на которой можно написать то, что необходимо.

Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступе­ней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений.

В обучении необходимо опираться на индукцию и опыт.

Подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.

Был поборником звукового метода обучения грамоте на родном языке.

Стремился к распространению школ для народа. Ратовал за начальное обучение на родном языке.

Основа обучения — религия, но выступал против моно­польного права церкви открывать школы.

Много внимания уделял методической и дидактической подготовке учителей.

Учителям должно быть обеспечено хорошее материаль­ное и общественное положение. Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей.

Сенсуализм гносеологи­ческих воззрений опреде­лил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи;

3)следует постоянно использовать повторение;

4) обучение должно вестись без принуждения;

5)заучиватьученики должны только то, ими понято;

6) в обучении следует идти от частного к обще­му.

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.

Истоки формирования мировоззрения

Цель воспитания

Где осуществляется воспитание?

Чему учить детей в школах?

Как учить?

Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борь­ба чешского народа за независимость.

Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» шко­лы, священник, епископ. Много ездил по Европе.

Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.

Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соеди­нению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.

Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распре­делено сообразно ступеням возраста»:

  1. ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;

  2. ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность);

  3. ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен­ ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж­ дениям;

  4. ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.

Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.

Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».

«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

68

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО

Основные

Основные идеи

Нравственное

Умствен-

Значение

произве-

воспитание

ное воспи-

дения

тание

Открытая

Всеобщее обучение — в школах родного языка дол-

4 добродетели

Умствен-

1. Оказал огром-

дверь язы-

жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и

нравственного

ное воспи-

ное влияние на

ков всех

бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах.

воспитания:

тание—

развитие педаго-

наук;

Классно-урочная система.

1) мудрость,

это позна-

гической мысли и

Идеи дисциплины, без которой не может быть хо-

2) умеренность,

ние себя и

школы во всем

Великая

рошо организованной школы.

3) мужество,

окружаю-

мире.

дидактика;

Понятие школьного года, введение четвертей, ка-

4) справедливость.

щего мира.

Всеобщий

никул, организация учебных занятий, четкое распре-

Во всем со-

2- Написал

совет об

деление содержания всех видов школьной работы

Мудрость является

образуется

большое количе-

исправле-

по годам, месяцам и дням обучения, классы с по-

руководительницей

с приро

ство учебников,

нии

стоянным составом учеников, учебный год со стро-

добродетельной

дой

явившихся

человечес-

го фиксированным началом и концом.

жизни. Нужно разви-

Обязатель

образцом для

ких дел;

Дидактические принципы:

вать: скромность,

создания учебни-

1. Правильное воспитание должно сообразовывать-

послушание, благо-

ное изучение

ков во всем мире.

Мир

ся с природой — природосообразность.

желательность к

чувственно

2. Последовательность преподавания предметов.

другим людям,

• грамма-

3. Выдвинул много

восприни-

3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле-

опрятность, аккурат-

тики,

прогрессивных

маемых

ний, примеров.

ность, вежливость,

дидактических

вещей в

4. Систематичность обучения — не делать скачков в

почтительность к

• физики,

идей,принципов и

картинках;

обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па-

старикам, трудолю­бие.

• МаТеМа-

правил организа­ции учебной

Материнс-

мяти того, что не понято рассудком.

тики ,

работы.

кая школа;

6. Посильность — учитывать возможности учащихся.

Средства нрав-

• ЭТИКИ,

Законы

7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед.

ственного вос­питания:

• диалекти-

4.Разработал тео-ретические

хорошо организо-

ванной

Учитель:

должность учителя «настолько превосходна, как ни-

1) пример родителей, учителей,товари-

ки, • риторики.

основы классно-урочной системы

школы

какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче-

щей;

и организации

ШКОЛЫ.

ников благим примером», быть честным, деятель-

2) наставления,

школы.

ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич-

беседы;

5. Разработал

но любить свое дело, быть отцом учащимся, учиты­вать и будить интерес детей к учению.

3) упражнения в нрав­ственном поведении.

теорию дошколь­ного воспитания.

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА

Основные главы книги

Великая дидактика

Основополагающие моменты, идеи