Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
ПЛАН:
Сущность содержания образования.
Требования к отбору содержания образования.
Стандарт содержания образования.
Компоненты содержания образования.
Литература:
1.Дидактика средней школы / Под. Ред. Скаткина – М., 1982.
2.Лернер И.Я.. Зачем учителю дидактика. Хрестоматия.
3.Пидкасистый П.И.. Педагогика. С.230-258.
1). Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? в соответствии с целями и потребностями общества.
Содержание образования – систематизированный педагогически адаптированный отбор научных знаний, способов деятельности, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, вооружение которыми позволяет подготовить подрастающее поколение к воспроизводству, сохранению и развитию культуры или социального опыта.
В определении С.О. особое внимание следует уделить на:
- систематизированный и педагогически адаптированный отбор;
- 4 компонента содержания образования;
- результат содержания образования.
2). Требования к содержанию образования:
1.С.О. должно выступать как фактор экономического и социального прогресса
2. Овладение мировой и национальной культурой
3.С.О. должно способствовать формированию гражданина
4.С.О. должно быть ориентировано на получение определенного профессионального образования
Отражение С.О. в учебных планах
3).Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
В законе РБ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами нормируется лишь минимальный необходимый уровень образованности. Определение образования сверх нормы находится в компетенции регионов и ОУ.
В Государственном образовательном стандарте выделяют:
- федеральный уровень – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного процесса в условиях разнообразия типов школ.
- национально-региональный уровень – содержит нормативы в области родного языка, литературы и т.д. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Компоненты содержания образования.
Компоненты С.О. | Функции К.С.О. | Способы усвоения | Методы обучения |
Знания – это результат познания или эта информация личностно-окрашенная, принятая человеком. Знания бывают: 1). Термины и понятия (служат для обозначения какого-либо вида объектов) 2). Законы (отражают связи совокупности фактов) 3). Факты (отражают непосредственно реальную действительность) 4). Теории (охватывают значительную совокупность фактов, позволяют подводить под общее значительный класс конкретных явлений) 5). Методологические знания (знания о методах, процессе познания, о различных способах деятельности) 6). Оценочные знания (знания, характеризующие нормы отношения к тем или иным объектам) Качества знания: - полнота, глубина; - систематичность, системность; -оперативность, гибкость; -конкретность, обобщенность; - развернутость, свернутость; - осознанность, прочность. | Онтологическая (знания служат основой представлений о действительности и своего места в нем). Ориентировочная (знания выступают в роли ориентира при определении направлении деятельности). Оценочная (знания служат базой формирования отношения к объектам действительности) | Восприятие, осознание, запоминание (по Блуму: знание, понимание и др.) | Объяснительно-иллюстративный метод |
2. Опыт осуществления способов деятельности ( умения и навыки)
Предметные Общеучебные (математические, (учебно-интеллект., лингвистические, учебно-информац., географические учебно-организационн.) и др.) | Воспроизводство социального опыта | Воспроизведение по образцу в знакомой ситуации | Репродуктивный |
3. Опыт осуществления творческой деятельности (творческие умения и навыки): - перенос ЗУН из знаковой системы в незнаковую; - умение видеть проблему; - решать её; - видеть новые функции в известном объекте; - умение группировать информацию. (Лернер. Зачем учителю дидактика. Хрестоматия. С.20-36) | Преобразование и развитие социального опыта | - воспроизведение в незнакомой ситуации - решение проблем и проблемных задач | Методы проблемного обучения: -проблемное изложение - частично-поисковый - исследовательский
|
3. Опыт эмоционально-ценностного отношения – система ценностей, потребностей, чувств | Избирательное отношение и регулирование действий в соответствии с потребностями | Переживание | Соотнесение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся (формирование эмоционально-положительного отношения к учебе) |
- школьный уровень – определяет само ОУ. Однако, в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного ОУ.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Различают:
- типовые учебные программы;
- рабочие учебные программы;
- авторские программы.
Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта.
Базисный план включает:
- продолжительность обучения (общую и на каждой ступени);
- недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов, обязательные занятия по выбору учащихся, факультативные занятия;
- максимально обязательную недельную нагрузку для учащихся;
- суммарную, оплачиваемую государством нагрузку учителя.
Типовые учебные планы – разрабатываются на основе базисного учебного плана. Учебный план составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана
Лекция № 11.
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература