logo search
онтогенез речевой деятельности

Причины, влияющие на развитие речи.

На развитие речи влияют факторы, которые ученые разделили на пять основных групп. Рассмотрим подробнее каждую группу факторов.

1.Социальные факторы

Дети делают вывод о значении слов непосредственно во время общения и используют эту информацию как руководство в своем обучении. Например, в два года ребенок способен понять только по взволнованному голосу взрослого, что новое слово должно относиться к объекту, который он положил на стол, пока взрослого не было в комнате. На освоение речи также влияет языковая среда. В возрасте от 1 до 3 лет дети из семей с богатым словарным запасом усваивают почти в три раза больше слов в неделю, чем дети с низким словарным "благосостоянием" семьи. Продолжительные исследования показали, что особенности родительской речи, слышанной в раннем детстве, предсказывают уровень развития речи ребенка в возрасте 9 лет.

2. Особенности восприятия

Особенности слухового восприятия с 6 до 12 месяцев могут предсказать размер и синтаксическую сложность словарного запаса ребенка в возрасте 23 месяцев. 3. Особенности мышления "Ошибки от перегрузки”.

Если предложение требует больше ресурсов мышления, чем имеет ребенок, то в применении различных частей речи могут пойти "сбои". Например, в предложениях со сложным синтаксисом, дети делают больше ошибок в окончаниях глаголов и употреблениях предлогов, чем в простых предложениях. На скорость обучения также влияет частота, с которой дети слышат слова. Дети, которым приводят больше примеров, осваивают речь быстрее, чем дети, которые постоянно слышат лишь обычные фразы.

4. Концептуальные (понятийные) факторы

На овладение речевыми навыками влияет понимание ребенком смысла слова. Как правило, если малыш имеет трудности в употреблении слова, то он также мало знает о предмете, который этим словом называется. Употребление слов, которые выражают отношение ко времени, положению, размеру, и порядку в большей мере связано с уровнем психического развития, чем употребление слов, просто обозначающих объекты. Более того, дети, которые осваивают разные языки, учатся говорить о положении предметов в одинаковой последовательности в соответствии с грамматическими отделами определенного языка.

5. Языковые особенности

Словарный запас, который имеется у ребенка в настоящий момент, влияет на дальнейшее обучение речи. Дети обычно решают, что новое слово относится к объекту, название которого они раньше не слышали.