logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технология французских мастерских

Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) — французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), возникло более 70 лет назад. Основные цели данной технологии — овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях. Принципы, в соответствии с которыми реализуется технология французских мастерских, характеризуют образовательный процесс и профессиональную позицию педагога («мастера»). Охарактеризуем их.

Равенство всех участников образовательного процесса: мастер равен ученику в поиске знания, выполняет задания вместе со всеми; он не спешит отвечать на вопросы, предлагает информацию дозировано по мере обнаружения потребности в ней учащихся.

Добровольное включение учащихся в поисковую деятельность. Достигается с помощью специальных мотивирующих заданий, стимулирующих интеллектуальную деятельность учащихся. Мастер обращается к эмоциональной сфере учащихся, их чувствам, вызывает личную заинтересованность ученика в изучении учебной; проблемы (темы). Он специально создает развивающее пространство, позволяющее учащимся приходить к построению (открытию) нового знания. При этом знания; одного ученика обогащаются знаниями других.

Диалогичность работы мастерской, сочетание индивидуальной, групповой, и коллективной деятельности. Мастер создает атмосферу сотрудничества, взаимо­понимания, открытости и доброжелательности.

Вариативность, возможность выбора учащимися учебного материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Правило мастерской—делай, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта, и корректируй себя сам.

Проблемность в обучении. Мастер предлагает задания проблемного характера, создает ситуации парадоксальности и противоречивости.

Приоритет процесса учения над его результатами. В работе мастерской важен сам процесс творческого поиска, в котором широко применяется метод проб и ошибок. Попутно учащиеся усваивают предметные знания.

Широкое применение письма в процессе работы мастерской. По мнению французских педагогов, человек осознает себя, когда пишет. Поэтому ученики, выполняя задания в ходе мастерской, много пишут.

Официальное исключение отметок и оценок мастером учащихся. Мастер не хвалит, не порицает, не комментирует, не ставит отметок в дневник или журнал. Внешние стимулы заменяются самооценкой ученика, ее самокоррекцией.

Существуют различные алгоритмы проведения педагогических мастерских. Вместе с тем можно выделить общие этапы работы педагогической мастерской:

п/п

Название этапа

Характеристика этапа "

1.

Индукция

Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение подсознания, сферы чувств, формирование личного отношения к предмету обсуждения. Достигается с помощью «индуктора» — задания (слово, образ, предмет, звук, мелодия, рисунок, текст, предмет и т п.), стимулирующего творческую деятельность ученика, требующего от него опоры на субъектный опыт (чувства, ассоциации, воспоминания и т. п.), принятия независимого решения. Предпочтительны индукторы, создающие не учебные, а реальные проблемные ситуации. В этом случае мастер сам вовлекается в поисковую деятельность наравне с учениками

2.

Самоконструкция

Индивидуальная работа по решению проблемы: выдвижение гипотез, собственно решение, создание текстов, рисунков, выполнение проекта и т. п. Это может быть выполнение заданий, связанных с изучаемой темой или с организацией учебного процесса; создание собственных образовательных продуктов и др. Важно, что каждый участник мастерской выбирает свой способ выполнения задания, учебные материалы, темп работы

3.

Социоконструкция

Работа в парах, группах по выполнению заданий мастера. В результате создается общий продукт вариант решения, проект, конспект, рисунок и т п.

4.

Социализация (афиширование)

Общее обсуждение, обнародование того, что сделано индивидуально, в паре и группе; анализ различных гипотез и точек зрения. Может сопровождаться афишированием — представлением продуктов (результатов) деятельности учащихся и Мастера в аудитории и ознакомлением всех учащихся с ними

5.

Разрыв

Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников или с культурно-историческими образцами (продуктами, созданными специалистами в соответствующих областях науки, культуры, искусства) и осознание неполноты своих знаний. Приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания, углублении в проблему и т п. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия участниками мастерской решения о развитии своего образовательного продукта, его преобразовании, отказе от него, принятии варианта, предложенного группой и т. п.

6.

Рефлексия

Процесс осознания учащимися своей деятельности: обсуждаются применяемые в ходе мастерской или освоенные способы и методы деятельности; обозначаются нерешенные проблемы; принимаются решения о продолжении поиска решения и т а; анализируются чувства, эмоциональные состояния, возникающие в ходе работы мастерской

Технология мастерских не требует коренной ломки сложившейся у педагога схемы обучения. Она является локальной и может применяться при изучении отдельных тем (разделов) или даже на отдельных учебных занятиях. Вместе с тем данная технология требует от педагога специальной подготовки: овладения ее философией, принципами, наличия мотивации на ее освоение и применение. Необходим также определенный уровень развития учащихся, прежде всего их информационных, творческих, исследовательских, коммуникативных умений.