Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
вольных крестьянских школ
домашних школ
грамотности (одногодичные)
одноклассные
двухклассные
Отличались друг от друга:
-
сроками обучения;
-
особенностями адми нистративного руковод ства и пед. контроля;
-
возрастными цензами приема детей.
Общая черта — отсутствие обучения на родном языке.
134
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (ДО 1917 Г.)
1086 г. — дочь князя Всеволода Александровича Анна открыла при Киевском Андреевском монастыре училище для девиц и сама учила их чтению, пению, письму и разным рукоделиям.
В начале XIII в. дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросиньей в Суздале основано женское училище. Княжна сама учила монахинь грамоте, письму, церковному пению.
При Петре I в дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке; гувернанток и бонн нанимали для обучения светским манерам, рукоделию и умению быть украшением любой ассамблеи.
В указе Петра I от 1824 г. монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и др. мастерствам.
С XVIII в. для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионаты. Содержались в основном иностранцами, нередко невежественными. Учили языкам, счету, письму, рисованию и «приличным к воспитанию женского пола вещам».
В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц по инициативе И. И. Бецкого. Это государственное среднее учебно-воспитательное учреждение для женщин закрытого типа. Принимались девочки дворянского происхождения с 6 лет на 12-летний срок обучения.
4 группы: 6—9 лет, 10—13 лет, 13—16 лет, 16—19 лет.
-
Закон Божий, русский язык, арифметика, иностранный язык, рисо вание, рукоделие, шитье, вышивание, музыка, танцы.
-
География, история, некоторые сведения о ведении домашнего хо зяйства.
-
Архитектура, геральдика, опытная физика, исторические и нравоу чительные книги.
-
Повторяли изученные правила светской учтивости и обхождения. Ежедневно по очереди обучали девочек из 1-й группы. С 13 лет принима ли участие в придворных празднествах, концертах, спектаклях, должны были уметь украшать собой общество. Главные качества наставника де виц: умеренность, кротость, благоразумие.
Указом 1765 г. при Смольном институте открывается отделение для девушек из мещанок, а во всех губерниях — аналогичные Смольному училища. Готовили гувернанток, экономок, мастериц.
С 1796 г. на мещанское отделение стали принимать только девочек из семей менее знатных дворян.
Указ 1775 г. обязал приказы общественного призрения создавать в городах и селениях «народные элементарные школы» и разрешил допускать к занятиям в них девочек.
135
В 1823 г. харьковский помещик Н.С. Стремоуков открывает школу для образования дочерей своих крепостных. Просуществовала эта школа 20 лет. Учили Закон Божий, арифметику, церковное пение, женское рукоделие.
В Смольный стали принимать девочек с 8—10 лет, а обучали здесь 9 лет. Делили учениц на три возрастные группы с внутренними классами для хорошо и средне успевающих. Отличницы получали дополнительные предметы следующего класса. Разрешались телесные наказания. Моральные наказания: черное (старое) платье, лишение еды — «черный стол».
1812 г. Открывается Харьковский институт благородных девиц, девочек-дворянок и дочерей купцов всех гильдий. На родном языке преподавались: Закон Божий, грамматика русского языка, арифметика, основы географии, истории, физика, риторика, рисование, рукоделие, домоводство. Иностранные языки — по желанию.
Для дочерей духовных лиц — епархиальные училища: Закон Божий, русский язык, математика, география всеобщая и русская, физика, педагогика, церковное пение, чистописание, рисование.
1842—1851 гг. В Санкт-Петербурге открывается женский класс рисовальной школы.
1864 г. Появляются женские гимназии с 7-летним сроком обучения.
С 1869 г. открываются и работают многочисленные разнообразные женские курсы. Самый высокий уровень женского образования отмечался на Бестужевских курсах (1870). В это время девочки и женщины стали допускаться в отдельные типы школ и училищ среднего и низшего звена.
При Николае I все женские учебные заведения были разделены на четыре разряда ■
I разряд — Воспитательное общество благородных девиц, Петербургс кое и Московское училища. Патриотический институт и все институты благородных девиц в губерниях.
II разряд — первое отделение Павловского института. Александровское училище в Петербурге, мещанское отделение Смольного института в Москве при Екатерининском институте, московский и сибирский дома трудолюбия, Астраханский институт и Девичий институт в Восточной Сибири.
-
разряд — Александровский сиротский дом, второе (солдатское) от деление Павловского института, два училища детей солдатских полков, лейб- гвардии, Одесское городское училище, Киевское училище для бедных де виц, Николаевское и Севастопольское училища для дочерей низших чинов, иркутский сиротский дом, школа патриотического и человеколюбивого об щества, петербургский, московский и кронштадский сиротские дома.
-
разряд — специальные заведения: сиротские институты воспита тельных домов в Петербурге и Москве, Александровский сиротский ин ститут и повивальные училища в Петербурге и в Москве.
136
Биографические сведения. Основные труды
Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева
Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию.
Преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии, духовной академии, читал лекции на Фребелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях.
Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения.
В советское время вел преподавательскую деятельность в школах и пед. институтах, организовал педтехникум в Воронеже.
Работы:
Педагогический процесс; Дидактические очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц; Обучение детей дошкольного возраста; Этюды по психологии народов; Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения и воспитания. Всего более 40 монографий и 500 статей.
Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания.
Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.
Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания.
Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки.
Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение.
В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным.
Товарищество — важнейшее условие детских игр.
Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей.
Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями.
Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Школа не должна сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, ее роль — обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения.
Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса.
Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами.
Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии.
Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нем нуждаются дети со средними способностями.
Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием.
Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обучения.
Общее образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами». Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения.
Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям.
Выступал за разнообразие типов школ.
Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли.
Идея саморазвития личности с учетом наследственности каждого — ведущая идея.
Ввел в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс — это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.
Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество.
■ Улучшение материального и правового положения учителя ■
■ привлечет к этой деятельности способных людей. ■
Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии: общей и детской.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию ее развития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. XIX в. — гос. педагогика; с 60-х гг. XIX в. — общественная педагогика (педагогика либеральной буржуазии). Но эта периодизация считается недостаточно обоснованной.
Анализируя школьный опыт и пед. идеи прошлого, прежде всего вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования.
Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.
-
Не государство, не церковь, а только само общество может влиять, на- ■
-
правлять и управлять школьным делом — вывод из истории педагогики. ■
139
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения