logo search
онтогенез речевой деятельности

IV подэтап – лепет (от 5-6 месяцев до 8,5 месяцев)

Лепет появляется на 5-6 месяце жизни и представляет собой произнесение ритмичной цепочки слогов: тя-тя-тя, дя-дя-дя, ба-ба-ба и т.д.

По данным Р.Якобсон, лепет начинается с неопределенных звуков, которые еще не являются ни согласными, ни гласными. Винарская Е.Н. отмечает, что ребенок подражательно воспроизводит близкие с его собственными звуками слуховые раздражения из внешней среды. Далее лепет начинает приобретать социально детерминированные черты, это означает, что остаются в предречевой продукции ребенка лишь те лепетные звуки, которые ребенок слышит в окружающей речи взрослых.

Постепенно лепет становится более многообразным по звуковому составу. Характерной особенностью лепета является то, что ребенок без труда произносит разные звуки, даже звуки позднего онтогенеза (ш,ж,щ). это свидетельствует о том, что произношение звуков в лепете непроизвольно.

Значение лепета в развитии речи переоценить нельзя, так А.Н.Гвоздев отмечал, что лепет способствует выработке элементов произношения, становятся более устойчивыми и определенными артикуляции отдельных звуков, начинает функционировать слуховое сосредоточение на речи взрослых, развивается активное воспроизводство слогов под руководством слуха. В возрасте 7-9 месяцев ребенок делает попытки подражать взрослому, произнося звуки.

В лепете ребенок копирует интонационно-мелодическую структуру речи взрослых. Постепенно он начинает выделять в усиленной акцентуированной речи взрослых общий контур слова. Ребенок подражательно начинает его воспроизводить в лепете. Таким образом, закладываются основы для овладения ребенком произношением слов.

Этот возрастной период характеризуется тем, что ребенок начинает понимать обращенную к нему речь.