Технология проектного обучения
Метод (технология) проектов возник в начале XX века в русле идей американского философа и педагога Дж. Дьюи, а затем его ученика В.X. Килпатрика. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) —замысел, план, прототип, прообраз какого-то объекта.
Проектное обучение — обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость.
Цели технологии проектного обучения (по Е.С. Полат и др.):
формирование критического (аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического, системного) и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать, нужную информацию из разных источников; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать варианты их решения; ставить эксперименты, делать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные; генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли;
развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
Классификация проектов осуществляется по разным основаниям.
По доминирующей в проекте деятельности | Исследовательские, творческие, игровые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты |
По содержанию | Межпредметные проекты и в рамках одной области знания - монопроекты (литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, лингвистические, географические, спортивные, музыкальные, исторические и др.) |
По количеству участников | Индивидуальные, парные, групповые проекты |
По продолжительности выполнения | Краткосрочные (разрабатываются в ходе нескольких уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до года) проекты |
По характеру контактов | Внутренние (внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные) и международные (участники проекта являются представителями разных стран) проекты |
По характеру управления | Проекты с открытой координацией и со скрытой координацией |
Коротко охарактеризуем типы проектов, которые чаще всего разрабатываются учащимися общеобразовательных школ (студентами вузов).
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью