logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технология проектного обучения

Метод (технология) проектов возник в начале XX века в русле идей американского философа и педагога Дж. Дьюи, а затем его ученика В.X. Килпатрика. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) —замысел, план, прототип, прообраз какого-то объекта.

Проектное обучение — обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость.

Цели технологии проектного обучения (по Е.С. Полат и др.):

формирование критического (аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического, системного) и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать, нужную информацию из разных источников; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать варианты их решения; ставить эксперименты, делать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные; генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;

формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли;

развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

Классификация проектов осуществляется по разным основаниям.

По доминирующей в проекте деятельности

Исследовательские, творческие, игровые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

По содержанию

Межпредметные проекты и в рамках одной области знания -

монопроекты (литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, лингвистические, географические, спортивные, музыкальные, исторические и др.)

По количеству участников

Индивидуальные, парные, групповые проекты

По продолжительности выполнения

Краткосрочные (разрабатываются в ходе нескольких уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до года) проекты

По характеру контактов

Внутренние (внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные) и международные (участники проекта являются представителями разных стран) проекты

По характеру управления

Проекты с открытой координацией и со скрытой координацией

Коротко охарактеризуем типы проектов, которые чаще всего разрабатываются учащимися общеобразовательных школ (студентами вузов).