Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение – (По А.А. Леонтьеву)
– в узком смысле – профессиональное общение с учащимися. Оно имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата и другого рода оптимизацию процессов обучения и воспитания и взаимоотношений между педагогом и учащимися.
- в широком смысле – общение с любым человеком, если предмет разговора имеет влияние на оптимизацию процесса воспитания, общения и развития детей.
Значимость общения (по Каменскому): от самочувствия ребенка в школе зависит его отношение к учению, потребность в нем.
Характер общения – это типы общения. Предметная направленность общения – это виды общения.
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.
Стили педагогического общения.
По Левину, 1930 – е:
авторитарное (характеризующийся беспрекословным подчинением власти одного лица; диктаторский.)
либеральное (проявляющий излишнюю терпимость, вредную снисходительность, попустительство)
демократическое (основанный на принципах демократии, сотруднический)
По Как – Калику:
общение на основе дружеского расположения
на основе увлечения совместной деятельностью
общение – дистанция
общение – устрашение
общение – заигрывание
По Карикащу В.И.
личностно – деловой (оценивание учащихся диффузно, как проявит себя в деле; не смешивается личное и деловое – оценка поступка, а не личности).
избирательно – деловой (например, лучший ученик, ему завышаются оценки; все зависит от деловых качеств).
формально – деловой (оценивает отношение к учащемуся на основе его принадлежности к определенной группе, т.е. учащиеся делятся на двоечников и отличников, на сильный и слабый класс)
неопределенный стиль (личностного отношения педагогов и детей нет - равнодушие).
смешенный.
По Марковой:
Импровизационный. Работа и уроки зависят от настроения и т.д. Нет структуры, четко выверенной логики. Нет подготовки.
Импровизационно – методический. Большая часть импровизации. Но есть и методические аспекты.
Методическо – импровизационный. Большая доля методической подготовки.
Методический. Опирается на педагогическую задачу. Действия педагога выстроены в логической последовательности.
Уровни общения (виды) – автор Добрович.
Примитивное общение. (Партнер воспринимается как субъект. Грубое, дистантное общение, игнорирование).
Собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий. Пристройка осуществляется “снизу” или “сверху”. Если на такое общение реагировать так же примитивно, значит расписаться в собственной беспомощности; здесь надо хладнокровно проучить человека, но не унизить.
Манипулятивное общение. (Используются различные приемы: лесть, принижение себя и т.д.)
Партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая выгода, с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроится к партнеру “сверху” и иметь возможность безнаказанно наносить ему уколы. Общение, изначально ориентированное на такого рода выигрыш, называется манипуляцией.
Противоманипулятивная защита или антиманипулятивный блок требуют от личности большой зрелости и выдержки (встречаются неглупые и честные люди, позорно пасующие перед манипулятором). Главное здесь – выйти из “игры”.
Манипуляторами могут быть люди, глубоко неудовлетворенные жизнью, несчастливые, и воспитанному человеку приходится подчас закрывать глаза на нечестным путем вызванные “поглаживания”.
Стандартизированное общение. (Люди «в масках», могут быть деловыми, на производстве).
Контакт “масок”. Маску часто надевают люди чересчур застенчивые, не уверенные в себе.
Фазы общения
I. Подлинного стремления к контакту не возникает из-за чувства обиды и недоверия, страха перед общением, лени в отношении общения, безразличия к другим, усталости.
II. Выясняется, насколько опасен партнер, т. е. насколько он желает снять с вас “маску”. И не видно ли ему что-то еще, кроме “маски”.
III. “Маска” как бы заостряется.
IV. Отключение какое-то “деревянное”, неэмоциональное, излишне церемонное.
Конвенциальное общение. (Люди слышат друг друга, понимают, взаимодействуют, ориентируются на партнера).
Конвенция (соглашение) – это свод правил поведения, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее применимы для субъекта и для общества.
Фазы общения
I. Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает установка на внешнюю коммуникацию, усиленная тем, что имеется реальный партнер. Человек интуитивно готовится к пристройке “рядом”: он будет то говорить, то слушать. И даже если человек не испытывает потребности в контакте, а у другого она есть, он вежливо и с пониманием переключится на него. Эти оба варианта говорят о культуре контакта, о коммуникативной грамотности.
II. Задача уловить актуальную роль партнера и уловить собственную актуальную роль его глазами.
III. Взаимодействие в этой фазе не обязательно протекает гладко, но чаще выбирается путь конгруэнции (взаимосогласия), т. е. подтверждения взаимных ролевых ожиданий.
IV. Взаимодействие протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу: “ну, счастливо!”, “интересно было побеседовать!”, “знаете, я все же останусь при своем мнении…”, “всего доброго, интересно было побеседовать”.
Конвенциональный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения проблем любого плана. Рассмотрим уровни общения, находящиеся ниже конвенционального.
Игровое (играю во благо, нет порочных мотивов)
Фазы общения
I. Между партнерами возникает большая заинтересованность, чем на конвенциональном уровне, появляется интерес, симпатия к человеку.
На этот уровень мы выходим с теми людьми, которых хоть немного знаем и с которыми нас связывает определенное хорошее чувство.
II. Лучше всего раскрывается специфика этой фазы через психологию влюбленности.
III. Субъекту хочется быть все более и более интересным для своего партнера.
IV. Не требуется особого исполнения прощальных ритуалов, достаточно жеста, взгляда, чтобы партнеры поняли друг друга.
Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом может быть заключена древняя загадка того, что называется обаянием человека. Огромна роль игрового общения в преподавательской деятельности.
Деловое (человек полностью является сам собой; есть личная заинтересованность)
Подразумевает не просто деловые контакты как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на деловом уровне, нередко они выглядят как общение на манипулятивном или стандартизованном уровне.
Фазы общения
I. Собеседнику обеспечивается возможность пристройки “рядом”, но, кроме этого, собеседник вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь или тот, кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. Возникает радость от совместной работы.
II. Здесь внимание привлекает не столько ролевой веер собеседника, сколько степень его умственной и деловой активности, его включенность в общую задачу. Поэтому люди подчас забывают о том, как они выглядят со стороны, главное – дело. То же самое происходит и в третьей фазе (III).
Такое качество возникает из-за того, что личности, отодвинутые назад, здесь тем не менее соприкасаются и при всем возможном их несходстве объединяются общим делом, общей заботой, совместным частным поиском истины или поиском выхода из трудных положений. Происходит это сближение без специальных усилий партнеров и даже в обход их сознания. Общение на игровом уровне – празднично, а на деловом оно много будничнее, зато глубже, серьезнее.
IV. Здесь нет места церемонности, пышности в выражении чувств, но за внешней сдержанностью чувствуется теплота.
Духовное (искренний, открытый диалог)
Высший уровень человеческого общения. Для любой фазы контакта характерно восприятие партнера как носителя духовного начала, и это пробуждает в нас чувство сродни благоговению. Ни образование, ни возраст роли не играют, если в человеке есть “искра божья”. М. Твен чутко заметил: “С крупным человеком и вы чувствуете себя крупнее, а ничтожество обязательно даст вам понять, какое вы сами ничтожество. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе”.
Фазы общения
I. Вместе с интересом и симпатией к партнеру есть вера в возможность приблизиться в беседе с ним к постижению высочайших ценностей человечества. Собеседник любим нами уже за то, что с ним можно оторваться от обыденной работы своего сознания. Любовь настраивает нас на своего рода пристройку “снизу”, и это взаимно.
II и III. Собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему повороту мысли друг друга, заканчивают фразу, начатую другим. Оба высоко спонтанны (открыты, порывисты) и побуждают друг друга к спонтанности.
IV. Изрядные затруднения, люди долго не могут расстаться.
Духовный уровень необязательно связан с заведомым отбором “высоких” предметов для разговора. Духовность обеспечивается глубиной динамического проникновения людей друг в друга.
Коломенский, Березовин предложили следующую классификацию:
Устойчиво – положительный
Неустойчиво – положительный
Неустойчивый
Неустойчиво – отрицательный
Устойчиво – отрицательный
Отношение ребенка к учебе выше там, где положительный стиль!
Формальное общение - общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.
Неформальное общение — это своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.
Дистантное – контактное общение.
Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в простpанстве и времени, т. е. наличие непосредствeнного контакта (от лат.соntасtиs - соприкосновение) между партнерами или его отсутствие и существованиe между ними пространственной дистанции (от лат. distantia -расстояние).
При контактном общении взаимодействие происxодит одновременно, паpтнеры находятся рядом дрyг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только слoвесных, но и несловесных cредств.
При контактном общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, a указания на пpедметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо прощё. Например, «Нaм нужно идти вон туда», «Подай мне, пожалуйста, вот эту вещь» или «Ну и погодка сегодня!». Вне конкретной ситуации смысл этих и подобных им реплик нам не понятен, a при контактном общении свернутость ситуативно обусловленных элементов речи может достигать уровня, при котором возможно понимать друг друга «с полуслова» или «без слов».
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете и т. п.) или временем (идет обмен записками в аудитории). Вceгда дистантно oбщение в письмаx и т. п. При дистантном взаимодейcтвии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реaкции. Однако в ситyацияx, в которых непосредcтвенный контакт необязателен или нежелателен,предпочтительно именно оно.
B свою очередь, общение на расстоянии предполагает использование вспомогательных средств в качестве носителей информации или средств, помогающих cохранить канал передачи информации. B этом отношении по наличию/отсутствию какого-либо вспомогательного «аппарата» выделяютт опосредованное - непосредственное oбщение.
Правила обратной связи.
Говорите о поведении партнера, а не о его личности.
Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях к которым вы пришли.
Больше описаний, меньше оценок.
Описывая поведение другого человека старайтесь больше пользоваться категориями «в большей или меньшей степени», а не «ты всегда» или «ты никогда».
Говорит больше о том, что происходит сейчас или было в недавнем прошлом, не упоминайте далекого прошлого.
Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывайте свои соображения как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
Выделяйте то, что может другому помочь, что он мог бы при желании изменить, а не то, что дает разрядку вам самим.
Не давайте обратную связь слишком большими порциями, а то партнер не успеет все осмыслить.
Выбирайте подходящее время, место и ситуацию.
Подача обратной связи - сложная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.
Конфликты в школе.
Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
При анализе конфликта выделяют:
субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
инцидент - причина столкновения интересов.
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
Конфликт – столкновение интересов, взглядов, мнений и т.д.
Типологическое подразделение конфликтов:
"подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
"случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
"смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
"неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
"скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
"ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
Выделяют четыре вида конфликтов:
внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
Типы конфликтов в школе: (в зависимости от субъектов конфликта)
ученик – ученик
ученик – учитель
учитель – учитель
учитель – администрация
учитель – родитель
родитель – администрация и т.д.
В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
социально-педагогические – они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
психолого-педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;
психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Конфликты между учениками в школе
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Конфликт между ребенком и педагогом.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
а) утомление учащихся;
б) конфликты на предыдущем уроке;
в) ответственная контрольная работа;
г) ссора на перемене, настроение учителя;
д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.
Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.
Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную помощь социальному педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.
Техника разрешения конфликтов: педагог должен превратить внешний конфликт во внутренний, между позитивным и негативным самого ребенка, его перспективой и сиюминутными интересами.
В ситуации эмоционального стресса ребенок может расстроиться и сказать грубость. Педагог должен применить приемы этической защиты:
- вопрос на воспроизведение («Прости, я не расслышал. Повтори, пожалуйста»)
- постановка мотива (мотив игры)
- прощение (вы его прощаете)
- отсроченный разговор
- просьба о поведении в аналогичной ситуации в будущем
- объяснение ребенку его самого (взрослый объясняет ребенку, почему он – ребенок – так поступил).
Успешное разрешение конфликтов включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.
Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные и конструктивные.
Деструктивный – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д. Нерешенный конфликт, непродуктивный, не принесший результатов и договоренности сторон, разрушительный.
Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.). Разрешенный конфликт, создающий основу для дальнейшей работы, продуктивный.
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор.
В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.
Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:
с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Я. Корчак выделял 3 вида среды:
безмятежная (никому ни до кого нет дела)
конкурентная (человек с человеком конкурирует)
творческая (люди вместе что-то делают).
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения. Данная стратегия ущербна при решении проблем, т. к. не дает оппоненту возможности реализовать (в какой-либо мере) свои интересы. Эта стратегия оправдана: явной конструктивности предлагаемого одним из оппонентов решения, выгодности результата для всей группы, отсутствия времени. Соперничество целесообразно в экстремальных ситуациях и при высокой вероятности опасных последствий.
Уход от решения проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще.
Сотрудничество – наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.
Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.
Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.
Функции конфликта:
Негативные функции конфликта
эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;
представление о побежденных оппонентах, как о врагах;
ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта;
сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта). Позитивные функции конфликта
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
стимулирование к изменениям и развитию;
снятие синдрома покорности у подчиненных;
получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов. Этапы развития конфликта:
1) Начальная стадия (возникновение разногласия)
2) Фаза подъема (возникает напряжения, конфликт взаимодействия)
3) Пик конфликта (демонстрация)
4) Спад конфликта
Авторская классификация типов конфликта нем. псих. Доича:
1. «Подлинный конфликт»
2. Случайный или условный (зависит от ситуации)
3. Смешанный (объект смещен)
4. Неверно приписанный
5. Латентный, скрытый (причина неосознанна, люди не знают, почему конфликтуют)
6. Ложный (отсутствует основание дл конфликта)
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.