Оценка этапов физического развития
I. Стабилизация головы.
Не удерживает.
Пытается приподнять.
Приподнимает незначительно, не удерживает.
Поднимает, удерживает 5 счетов, возможно непроизвольное отклонение головы в сторону, наклон.
Поднимает в полном объеме, возможны свободные повороты.
Норма.
II. Торзия.
Поворота нет.
Пытается, приподнимает надплечье и руку, противоположную повороту.
Выполняет поворот «блоком».
Поворот с элементами «торзии», возможно через положение сидя, с опорой на руки.
Поворот выполняет свободно, с наличием «торзии».
Норма.
III. Развитие свободного сидения.
Лежа на спине
Не садится.
Садится на пятки или с поворотом туловища на бок или живот.
Садится с опорой на руки и фиксацией ног.
Садится с фиксацией ног.
Садится с прямыми ногами без помощи рук с незначительной фиксацией.
Норма.
IV. А) Вставание на четвереньки и стойка на четвереньках.
Пытается подняться, приподнимая таз, колени согнуты.
Поднимает таз, стоит с опорой на предплечья и колени.
Стоит с опорой на прямые руки, сидя на пятках, опора на кулак.
Встает правильно, стоит устойчиво, пальцы рук согнуты.
Встает и стоит правильно, но пальцы рук полусогнуты, может переносить вес тела вперед, назад, вправо, влево.
Встает правильно, стоит устойчиво, выдерживает сопротивление.
Б) Трехопорное и двухопорное стояние.
Не выполняет.
В трехопорной стойке неустойчив, опускается на пятки.
Пальцы сжаты в кулак, нога ротирована внутрь, удерживает 5 счетов.
Трехопорную стойку выполняет, пытается выполнить двухопорную стойку.
Трехопорную выполняет, двухопорную удерживает до 5 счетов.
Выполняет с полной амплитудой, акт движения вперед.
Выполняет правильно, выдерживает сопротивление.
V. Передвижение на четвереньках.
Не передвигается.
Передвигается вперед, нескоординировано.
Вперед движения нескоординированы, часто падает, пальцы рук согнуты.
Вперед – правильно, назад – нескоординировано.
Передвигается правильно вперед и назад.
Правильно в любом направлении, ритмично, реципрокно.
VI. Стойка на коленях.
Не стоит.
Стоит с поддержкой в области тазобедренных суставов.
Стоит у опоры, тазобедренные суставы полусогнуты, таз наклонен вперед.
Стоит самостоятельно, широко расставив колени, балансируя руками.
Самостоятельно, выпрямившись, удерживая руками предмет.
Стоит прямо, устойчиво, выполняет повороты и перенос веса тела вперед, назад, вправо, влево.
VII. Вертикальная стойка.
Не стоит.
Стоит с дополнительной опорой.
Стоит с опорой на костыли или канадские палочки.
Стоит без дополнительной опоры, балансируя руками, сохраняя равновесие. Пытается прыгать на двух ногах.
Стоит устойчиво, нагружая больше сохранную ногу.
Стоит устойчиво. Выполняет подпрыгивание на месте и продвижение вперед.
VIII. Ходьба.
Не ходит.
Передвигается в брусьях или с ходилкой. Перенос веса тела отсутствует.
Перебежки от опоры к опоре, балансируя руками.
Ходит, балансируя руками 3-10 шагов.
Ходит без поддержки, возможен перекат. Под контролем – ритмично и координированно.
Ходьба с перекатом, координированно, в заданном темпе. По лестнице – без дополнительной опоры.
IX. Функция верхних конечностей.
Не использует.
Использует в опоре, как поддержку при несложных манипуляциях.
Выполняет простые движения (хват, удержание, перенос).
Использует как вспомогательную при самообслуживании, манипуляция с предметами. Элементы координации в ходьбе.
Использует в полном объеме, но сохраняется моторная неловкость, темп замедлен, координация в ходьбе удовлетворительная.
Норма.
Обследование развития моторики и графических умений
Обследование включает две части – оценку развития тонко-координированных движений рук и оценку сформированности графических умений.
Задание 1. «Сложи фигуру из шнурков». Перед ребенком можно положить несколько шнурков (1-3 шт.). Это задание проводилось при обследовании уровня творческого развития.
Задание 2. «Сложи домик из счетных палочек (кубиков)». Это задание также проводилось при обследовании уровня творческого развития.
Задание 3. «Пальчиковая гимнастика». Педагог показывает разные комбинации пальцев и просит ребенка повторить. Сначала просят повторить все позы одной рукой (ведущей), затем другой, а потом двумя руками.
Инструкция ребенку: «Я буду показывать тебе разные фигуры из пальцев, а ты повторяй за мной».
Задание 4. «Срисуй фигуру». Ребенку предлагается лист-задание.
Инструкция: «Нарисуй такие же фигуры».
Задание 5. Ребенку предлагается лист-задание «Кораблик и дорожка».
Инструкция: «Заштрихуй кораблик, как показано на рисунке. Проведи линию, по которой едет машина, не переворачивая лист и не отрывая карандаша от бумаги».
Обследование уровня зрительно-пространственного восприятия
и зрительно-моторных координаций
Для обследования сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций используются следующие задания:
Задание 1. Ребенку предлагается рассмотреть карточку «Одинаковые фигуры».
Инструкция: «Найди такой же ключ и кораблик, как на первом рисунке».
Задание 2. Ребенку предлагается карточка «Наложенные изображения».
Инструкция: «Найди и покажи все квадраты на картинке».
Задание 3. Ребенку предлагается лист-задание «Незаконченные рисунки».
Инструкция: «Дорисуй домики так, как нарисовано на первой картинке».
Задание 4. Ребенку предлагается карточка «Предлоги». Это задание использовалось нами при исследовании уровня речевого развития.
Инструкция: «Скажи, где лежит мяч?».
Задание 5. Ребенку предлагается лист-задание «Срисуй фигуры». Это задание использовалось нами при исследовании уровня развития мелкой моторики и графических умений.
Инструкция: «Срисуй фигуры, точно так же, как они нарисованы».
Если при выполнении этого задания ребенок допускает ошибки (выполняет зеркально, не дорисовывает, не соблюдает пропорции), педагог оказывает стимулирующую помощь в виде вопросов, привлечения внимания ребенка к ошибке. Например: «Посмотри внимательно на мой рисунок. У тебя такие же фигуры? Они так же выполнены?»
Таблица 13
Развитие моторики и графические умения (М.М.Безруких)
Задание | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Фактор риска |
1. «Шнурки» и «Цепочка из скрепок» | Ребенок уверенно без напряжения и скованности выкладывает фигуры и собирает цепочку | Ребенку с трудом даются более точные движения. Движения неловкие, скованные, наблюдается тремор | Задание не выполнено |
|
2. «Пальчиковые упражнения» | Задание не вызывает трудностей, выполняется без напряжения. Ребенок быстро подыскивает нужную позу пальцев | Ребенок долго ищет позу, движения скованны, напряжены, помогает себе другой рукой, путает пальцы или требуется помощь исследователя | Ребенок не может воспроизвести позу даже с посторонней помощью | |
3. «Проведи прямые линии» | Линии прямы, четкие, ровные. Отсутствие тремора | Линии недостаточно ровные и четкие | Линии прерывистые, не доведены до конца, выраженный тремор | |
4. «Срисуй фигуры и цифры» | Ребенок выполняет задание уверенно, линии четкие, ровные. Фигуры и буквы точно соответствуют образцу. Точное соотношение размеров и углов | При выполнении задания наблюдается скованность, напряжение, тремор. Нечеткость размеров, не соблюдение пропорций, неровность штрихов | Задание не выполнено | |
5. «Кораблик и дорожка» | Ребенок выполняет задание уверенно, линии четкие, в пределах границ, с достаточным нажимом, штрихи параллельные | При выполнении задания наблюдается скованность, напряжение, тремор. Линии выходят за границы. Нарушение направления штриха. Задание выполняется не полностью, быстро устает рука | Линии сильно выходят за границы. Очень слабый нажим |
Таблица 14
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
Задания | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Фактор риска |
1. «Одинаковые фигуры» | Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно | Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов. Присутствует зеркальность | Задание не выполнено даже с посторонней помощью |
|
2. «Наложенные картинки» | Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно | Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов | Задание не выполнено даже с посторонней помощью | |
3. «Незаконченный рисунок» | Задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно | Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов. Допускаются ошибки | Задание не выполнено даже с посторонней помощью | |
4. «Предлоги» | Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости правильно, самостоятельно | Ребенок путает некоторые предлоги (расположение предметов в пространстве) | Задание не выполняется даже с посторонней помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов | |
5 «Срисуй фигуры и цифры» | Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно | Наблюдается зеркальное рисование, неточности в соблюдении пропорций (например, треугольник и кружочек одинакового размера) | Ребенок не видит и не исправляет ошибку даже после стимулирующего вопроса |
Диагностика состояния здоровья
Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья детей предшкольного возраста. Одной из задач этого наблюдения является своевременное обнаружение отклонений в физическом развитии ребенка, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера, на основе индивидуальной оценки. Определение степени готовности детей к систематическим учебным занятиям по медицинским критериям проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники.
Медицинские критерии включают;
Уровень биологического (физического) развития.
Состояние здоровья в момент осмотра.
Острая заболеваемость за предшествующий год.
Углубленное обследование детей в связи с определением готовности к обучению в школе проводится в октябре-ноябре года, предшествующего началу занятий. Углубленный медицинский осмотр проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом.
Детям, у которых выявлено отставание, по сравнению с возрастными нормами развития, моторики и речи, рекомендуется комплекс мер по их коррекции. Рекомендованные врачом лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются специалистами детской поликлиники.
При наличии тяжелых хронических и ряда острых инфекционных заболеваний за последний год, служащих основанием для отсрочки поступления в школу, по усмотрению врачей-специалистов начало систематических учебных занятий для детей предшкольного возраста может быть также отсрочено на 1 год (Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М., 1985; МР № 11-14/13-6 от 30.04.85).
В перечень заболеваний, при наличии которых врачами-специалистами может быть принято решение об отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста, включены:
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11