logo search
онтогенез речевой деятельности

Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослымна отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно — позновательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, правильно произность звуки.

Активный словарный запас, которым ребенок располагает в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Одновременно с обогащение словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка , на вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распрастраненные члены предложения, существительные и глаголы во множительном числе; в этом возрасте ребенок осваивает сравнительную степень прилагательных и наречий, появляются краткие причастия.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки как ы, э, х; приближают к норме и четко произносят свистящие звуки, появляется зву ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ( звуки ш, ж, ч, щ, л, р ), но, как правило, большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя из твердыми свистящими ( вместо «шуба» - «суба») и. д.

К 5 годам словарный запас ребенка достигает 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов ( например, он говорит «намакаронился» - т. е. «съел макароны», «неотсонился» - т. е. «не выспался»). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутсвия у него речевого опыта, делает это неудачно.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность точно различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети и сами могут точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально — волевое отношение к произносимому.