logo search

Илья николаевич ульянов (1831-1886)

Педагог-демократ, просветитель. Закончил уездное училище, астраханс­кую мужскую гимназию, физико-математический факультет Казанского уни­верситета. Вел большую преподавательскую деятельность, был инспектором народных училищ Симбирской губернии, директором начальных народных училищ этой же губернии.

В его отчетах и статьях Заметки при обозрении некоторых училищ Сим­бирской губернии, Деятельность директора и инспекторов народных училищ в 1880 году, Ответы на вопросы по поводу предположения о введении обяза­тельного обучения в начальных училищах. Методы обучения в народных шко­лах в 1880 г. и др.) выдвигались следующие идеи:

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРФ (1834-1883)

Педагог, методист, деятель народного образования, писатель, публицист. Воспитывался в дворянском пансионе, закончил Петербургский Александ­ровский лицей.

Работал в Министерстве юстиции. Принял активное участие во введении земского самоуправления, в котором занимался административной и педаго­гической работой. За пять лет он открыл 70 трехгодичных земских народных школ. Он создал новый тип дешевой школы при одном учителе, разработал план занятий, учебные пособия, методические руководства для учителя. В его школу в селе Нескучном приезжали молодые учителя со всей России для знакомства с новой системой обучения.

Основные результаты своей работы по организации школ и педагоги­ческие взгляды Н.А. Корф изложил в ряде своих работ и учебных пособи­ях: Русская начальная школа, Наш друг, Наше школьное дело, Малютка, Наши педагогические вопросы, Воскресные школы и др.

Основные заслуги Н.А. Корфа:

Его усилиями была разработана широкая программа земской деятельнос­ти по народному образованию: открытие школ, обучение на родном языке,

127

подготовка учителей, подготовка и выпуск педагогической литературы. Его Русская начальная школа стала первым трудом по училищеведению.

Особое значение Корф придавал созданию воскресных школ, для которых и разработал программы, методические указания, домашние задания и т. п.

Его основные работы освещают развитие русской народной школы на протяжении 18 лет. Созданная Корфом школа стала на длительное время образцом для всей земской части России.

ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ СТОЮНИН (1826-1888)

Теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания сло­весности. Закончил в Петербурге гимназию и университет.

Работал учителем русского языка и словесности, принимал участие в работе петербургских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскрес­ной школой, преподавал в Мариинском училище, а затем в Мариинском институте. Поздаее был инспектором Московского Николаевского сиротского института, а ког­да его женой была открыта частная женская гимназия, стал в ней инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории.

Основные работы: Руководство для теоретического изучения литерату­ры, Руководство для исторического изучения русской литературы, Мысли о наших гимназиях, Мысли о наших экзаменах, Заметки о русской школе, О воскресных школах.

Педагогические взгляды и деятельность:

128