logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Игровые технологии

Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. Игра педагогическая —деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения. В современной школе игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятия, темы или раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его этапа; как технология внеклассной воспитательной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. По характеру педагогического процесса игры подразделяются на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. По характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. В зависимости от специфики среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения.

Охарактеризуем целевые ориентации игровых технологий.

Целевые ориентации игровых технологий

Дидактические: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; применение знаний и умений в практической деятельности; формирование общеучебных, предметных, трудовых умений и навыков

Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, мотивации учебной и других видов деятельности, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии

Воспитывающие: воспитание тех или иных компонентов базовой культуры личности, в том числе самостоятельности, воли, общительности, коллективизма; формирование коммуникативных, организаторских умений и др.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению; психотерапия

Исследователи феномена игры выделили свойственные ей функции: социализация (включение ребенка в систему общественных отношений); межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей); самореализация (возможность проявить себя); диагностика и самодиагностика; терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); развлекательная функция (доставляет удовольствие, побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры).

Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребности в самореализации, следования установленным правилам. Приведем один из вариантов технологии дидактической игры

1. Подготовительный этап

А. Разработка игры

Постановка дидактической цели

Разработка сценария игры

Подготовка материального обеспечения

Б. Введение учащихся в игру

Постановка цели

Ознакомление с правилами игры

Распределение ролей

Комплектование групп

2. Проведение игры (осуществление собственно игровых действий)

Групповая работа

Работа с источниками.

Мозговой штурм.

Формулировка выводов. Фиксирование результатов

Консультация

Межгрупповая дискуссия

Презентация результатов групповой работы.

Обсуждение выступления групп

3. Анализ хода и результатов игры. Подведение итогов

Вывод учеников на основе игры

Анализ и оценивание работы

Формулировка выводов

Выработка рекомендаций

Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.

Деловые учебные игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главном задачи командам (группам и т. п.), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Ролевая игра — социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Подразделяются на: имитационные (в центре находится имитация определенного профессионального действия); ситуационные (связаны с решении ем конкретной проблемы в игровой ситуации); условные (в них разрешаются, например, учебные или производственные конфликты). Для проведения таких игр разрабатываете модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием».

Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии, решать задачи.

Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие. Взаимодействие при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников. Исследователи (С.С. Кашлев и др.) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания. Выделены также основные характеристики интерактивных методов обучение определяющие содержание и технологию интерактивного обучения: межсубъектные отношения, диалог (полилог), смыслотворчество, свобода выбора, ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия.

В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются на: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивной игры. При этом интерактивная игра интегрирует все другие интерактивные методы. Примеры интерактивных игр описаны в пособиях С.С. Кашлева.