3.2. Критерии оценки знаний студентов
"5" - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
"4" - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;
"3" - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
"2" - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
3.3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ
По данной дисциплине предусмотрен экзамен, перечень вопросов к экзамену представлен в пункте 10 программы «Теоретическая педагогика».
3.4. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, АПИМЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от 29 августа 2011 г.
Примерные
аттестационные педагогические измерительные материалы
ДИСЦИПЛИНА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Специальность
Количество заданий в тест-билете – 30
Количество вариантов – 1
Форма заданий – закрытая
Разработчик: к.п.н., профессор
Сытина Н.С.
Название теста – Теоретическая педагогика
Автор – руководитель секции профессор Сытина Н.С.
Контактная информация 2-73-22-93
Описание - Данный тест предназначен для студентов-бакалавров всех направлений и
профилей педагогического образования
Перемешивать ответы – да/нет (по умолчанию «да»)
Ограничение времени тестирования – 45 (по умолчанию 45 минут)
Педагогика – это:
+ наука об образовании
наука о воспитании, обучении человека
наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса
наука об обучении
нет правильного ответа
Педагогическая наука объясняет:
экономические процессы
генетические особенности
+ условия протекания педагогических процессов
гностические процессы
нет правильного ответа
Предмет педагогики - это:
воспитание человека как функция общества
+ педагогический процесс(образовательный процесс)
противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса
нет правильного ответа
Аналитическая функция педагогики реализуется при:
определении стратегии и способов взаимодействия педагога и ученика
+изучении передового и новаторского педагогического опыта
разработке теории педагогического процесса
обеспечение целеполагания и планирования образовательного процесса
нет правильного ответа
Одной из задач педагогической науки является:
воспитание, обучение подрастающего поколения
исследование человеческой культуры
+ разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания
разработка диагностических процедур
нет правильного ответа
Образование как социальное явление - это:
+ целенаправленно организованный процесс управления социализацией
единый процесс физического и духовного становления личности
целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности в результате взаимодействия ученика с учителем
специально организованное обучении е и воспитание школьников
все ответы правильные
Человек – это:
это субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию
это целостный, неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами
+ живое существо, обладающее даром мышления речи, способностью создавать орудие труда и пользоваться ими, единство физического, природного, социального, наследственного и приобретенного
субъект учебной деятельности
все ответы правильные
Навыки - это:
готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков
отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, результат познания объективной действительности
+ компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного управления
умение, доведенное до автоматизма
все ответы правильные
К общеобразовательным учреждениям относят:
+ начальную школу
профессиональное училище
детский дом
колледж
все ответы правильные
Гуманизация образования:
+ предполагает изменение отношений в системе «учитель-ученик», установление связей сотрудничества
не требует от учителя переориентации внутренних установок
исходит из приоритетности знаний учителя
уважение личности школьника
все ответы правильные
Одной из функций образования является:
+ развивающая
реализация Государственных образовательных стандартов
обеспечение целостности образовательного процесса
психологическая
нет правильного ответа
Современная система образования в Российской Федерации включает в себя:
+ сеть образовательных учреждений
учебные планы
материально-техническое обеспечение
учащихся школьного возраста
все ответы правильные
Единство педагогической науки и практики заключается:
в научно-теоретических функциях
+ в общих социальных функциях – подготовка молодого поколения к жизни в обществе
в сходстве результатов деятельности
в организации деятельности
нет правильного ответа
Результатами научной педагогической деятельности являются:
+ новые научные педагогические знания
образованный человек
научный отчет
все ответы правильные
нет правильного ответа
По отношению к педагогической практике педагогическая наука выполняет одну из следующих функций:
+ объяснительную
преобразующую
проектирующую
все ответы правильные
прогностическую
В современных исследованиях под методологией педагогической науки понимают:
методологическую культуру мышления
учение о познании
+ учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной и практической деятельности
учение о методе познания
нет правильного ответа
Технологический уровень методологии педагогической науки составляет:
+ методика и техника исследования
теоретические концепции
общие принципы познания
системный подход
нет правильного ответа
Математические и статистические методы применяются для:
+ обработки полученных методом опроса и эксперимента данных
для интерпретации полученных данных
для формулирования выводов и предложений
все ответы правильные
сравнения полученных данных
Одним из этапов педагогического эксперимента является:
формирующий
+аналитический
сравнительный
констатирующий
нет правильного ответа
Одним из видов педагогического эксперимента является:
+ констатирующий
дополнительный
аналитический
все ответы правильные
сравнительный
Образование – это:
+процесс и результат освоения учащимся системы научных знаний и на этой основе формирование его личности
усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства
взаимодействие процессов обучения и воспитания
нет правильного ответа
Обучение – это:
процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека
+ процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование
специально организованное взаимодействие старшего и младшего (обучающего и обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе
процесс становления личности под воздействием различных факторов
нет правильного ответа
Педагогическое взаимодействие – это:
+ Личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок
процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика
усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
все ответы правильные
система последовательного взаимодействия учителя и ученика по организации педагогического процесса
Цель исследования – это:
+ замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования
научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке
метод
конечный результат, полученный в исследовании
нет правильного ответа
К методам педагогического исследования относят:
+ наблюдение
замысел исследования
научно обоснованное предположение
все ответы правильные
статистику
Одним из основных критериев качества педагогических исследований является +значимость теоретическая и практическая
технологическая
прогностическая
все ответы правильные
новизна исследования
Одним из методологических параметров педагогического исследования является:
педагогически факт
педагогическое явление
+ гипотеза
эксперимент
нет правильного ответа
Объектом педагогики является:
воспитательная деятельность
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
+ образовательный процесс
процесс развития
нет правильного ответа
Прогностическая функция педагогики реализуется при решении задач:
разработке методических материалов
внедрении достижений педагогической науки в практику
+ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования системы образования
анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
нет правильного ответа
Одной из задач педагогической науки является:
анализ конфликтов «учитель-ученик»
выявление типичных стрессов у учителей
+ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности процесса образования
воспитательная
нет правильного ответа
Человек становится личностью в процессе:
+ социализации
социальной адаптации
обучения
воспитания
нет правильного ответа
Индивид – это:
человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию
+ человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами
живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудие труда и пользоваться ими, единство физического, природного, социального, наследственного и приобретенного
все ответы правильные
индивидуальность
Умения - это:
+ готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков
отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, результат познания объективной действительности
компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного управления
операции, освоенные учеником
нет правильного ответа
Ведущая тенденция современной педагогической науки и практики:
знаниевая парадигма
+ ориентация на человека, его развитие, возрождение гуманистической традиции
мировоззренческо-философская направленность
все ответы правильные
развивающее обучение
К отраслям педагогики относят:
+ педагогику высшей школы
историю педагогики и образования
коррекционную педагогику
практическую педагогику
нет правильного ответа
Взаимодействие педагогической науки и педагогической практики можно представить в виде замкнутого цикла:
+ наука – практика – наука
практика – наука – практика
наука – практика
практика - наука
нет правильного ответа
Объектами педагогической практики являются:
педагогический факт, явление
+ процесс обучения и воспитания
воспитанник, ученик, взаимодействие
все ответы правильные
учитель, воспитатель
Результатом практической деятельности педагогов является:
+ образованный человек
новые научные педагогические знания
урок, внеклассное мероприятие
новый подход в обучении и воспитании
нет правильного ответа
В структуре методологического знания выделяют:
нормативный уровень
+ философский уровень
методический уровень
познавательный уровень
нет правильного ответа
Общенаучная методология представляет собой:
общие принципы познания и категориальный строй науки в целом
+теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин
методика и техника исследования
процедуры исследования
нет правильного ответа
Выделите беседу как метод научно-педагогического исследования:
беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье
беседа учителя с опоздавшими на урок учениками
+ беседа учителя, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу
все ответы правильные
беседа учителя биологии о вреде курения
К какому уровню образования относятся гимназии, лицеи, вечерние школы ?
+ общего
высшего профессионального
начального профессионального
среднего профессионального
нет правильного ответа
Развитие – это:
+ процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека
процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика
целенаправленный и организованный процесс формирования личности
целенаправленный процесс управления воспитанием школьников
нет правильного ответа
Самообразование – это:
активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств
+ самостоятельное преобразование се6я, своих знаний, умений и навыков
процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных и др.
собственная деятельность учащихся по добыванию знаний, умений
нет правильного ответа
Самовоспитание – это:
самостоятельное преобразование се6я, своих знаний, умений и навыков
+ активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств
процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных и др.
собственная деятельность учащихся по выработке необходимых качеств личности
нет правильного ответа
В какую группу включены науки, входящие в систему педагогических:
этика, эстетика, возрастная психология, дошкольная педагогика, история школы
психология, история, философия, школьная гигиена, дидактика
+ общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная специальная педагогика, история педагогики, частные методики изучения отдельных предметов, отраслевая педагогика
Педагогика, история педагогики, коррекционная педагогика
нет правильного ответа
Объект исследования – это:
совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения
+ исследование педагогической системы явлений, процессов воспитания, образования развития и формирования личности, коллектива
исследование воспитательной системы
познание образовательного процесса
нет правильного ответа
Эксперимент как метод исследования связан с:
организацией взаимодействия учителя и учащихся
моделированием образовательной среды
+ созданием определенных условий
проверкой гипотезы исследования
нет правильного ответа
Образовательная функция образовательного процесса характеризуется:
специальной направленностью обучения на развитие личности
+ вооружением учащихся системой знаний, умений и навыков
формированием у учащихся научного мировоззрения, убеждений, поведения
все ответы правильные
развитием школьников
Функциями педагогики являются:
теоретическая и технологическая
образовательная
социальная
+аналитическая, прогностическая, конструктивная
нет правильного ответа
Проективно-конструктивная функция педагогики реализуется при решении задач:
+ внедрения достижений педагогической науки в практику
изучении новаторского опыта
определении состояния педагогических явлений
все ответы правильные
обеспечение целеполагания и планирования образовательного процесса
Одной из задач педагогической науки является:
разработка государственных стандартов образования
+ изучение и обобщение практического опыта
выявление типичных стрессов у учителей
все ответы правильные
выявление возрастных особенностей учащихся
Формирование – это:
+ процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.
процесс духовного развития личности
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств
процесс целенаправленного управления развитием школьников
нет правильного ответа
Личность – это:
+ человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию
человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами
живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, единство физического, природного, социального, наследственного и приобретенного
индивид, имеющий свою индивимдуальность
нет правильного ответа
Знания – это:
готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний жизненного опыта и приобретенных навыков
+ отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, результат познания объективной действительности
компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения
результат познания
нет правильного ответа
К педагогическим инновациям относят изменения:
+ в содержании образования
в финансировании образования
в структуре системы образования
создании новых школ
нет правильного ответа
К отраслям педагогики относят:
олигофренопедагогика
+ частные методики (предметные дидактики)
производственную педагогику
все ответы правильные
педагогику ненасилия
К средствам практической деятельности педагогов относят:
+ наглядные пособия, методы и приемы обучения и воспитания
теории, концепции
приемы обучения и воспитания
все ответы правильные
формы обучения и воспитания
Методами деятельности практического работника образования являются:
теоретические методы научного познания
эмпирические методы научного познания
+ методы обучения и воспитания
средства деятельности
нет правильного ответа
В структуре методологического знания выделяют:
прогностической уровень
нормативный уровень
+ общенаучный уровень
все ответы правильные
гностический уровень
Конкретно-научную методологию педагогической науки составляют:
теоретические концепции
методика и техника исследования
+ совокупность методов, принципов исследования и процедур применяемых в той или иной специальной конкретной научной дисциплине
методологическая культура учителя
нет правильного ответа
К методам опроса относят:
ранжирование
+ беседу
анализ
индукцию и дедукцию
нет правильного ответа
Педагогический эксперимент – это:
+ специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности
исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях
измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия
все ответы правильные
нет правильного ответа
Одним из видов педагогического эксперимента является:
методический
научный
+ сравнительный
количественный
нет правильного ответа
Социализация – это:
процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека
процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика
+ усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
целенаправленное управление воспитанием школьников
нет правильного ответа
Педагогическая система – это:
последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения
Взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое включены и педагогик, и воспитанники
+ Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе
взаимосвязь педагогической теории и технологий обучения воспитания
нет правильного ответа
Наука об образовании – это:
психология
дидактика
+ педагогика
социология
нет правильного ответа
Способы получения информации с целью построения научных теорий - это методы:
обучения
воспитания
+ педагогического исследования
все ответы правильные
моделирования
Наука, предметом изучения которой является человек, - это:
лингвистика
органическая химия
+ антропология
анатомия
нет правильного ответа
Специальное организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности называется педагогическим
мониторингом
конструированием
+ экспериментом
обследованием
нет правильного ответа
Прогностическая функция педагогики состоит в:
+обеспечении эффективного управления образовательной политикой
разработке новых методов, средств, форм обучения
совершенствовании педагогической практики
все ответы правильные
создание новых методов и форм обучения и воспитания
Процесс полученных человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется
самоанализом
самосознанием
+ самообучением
самообразованием
нет правильного ответа
Воспитание как педагогический процесс характеризуется следующей закономерностью
регламентированность
+ целенаправленность
закрытость
хаотичность
Воспитательный процесс имеет следующие этапы
+ планирование
последействие
применение
стимулирование
Воспитательная функция образовательного процесса характеризуется:
специальной направленностью обучения на развитие личности
вооружением учащихся системой знаний, умений и навыков
+ формированием у учащихся научного мировоззрения, убеждений, поведения
все ответы правильные
развитием основных психических процессов
Основными признаками педагогики как науки является наличие
индивидуального стиля педагогической деятельности
категориального аппарата
особенностей учебной деятельности
+объекта, предмета, задач и функций
нет правильного ответа
Воспитание - это:
+ целенаправленный и организованный процесс формирования личности
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства
специально организованное взаимодействие старшего и младшего (обучающего и обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе
процесс целенаправленного развития школьников
нет правильного ответа
Содержание воспитания включает в себя
совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности
совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности
+ совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на образование и развитие личности ребенка
совокупность знаний, умений и навыков профессиональной деятельности
Видами педагогического требования являются …
намек
упражнение
+просьба
совет
Педагогическая технология – это:
последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения
+множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе
преднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях
совокупность методов, приводящих к реализации цели обучения
нет правильного ответа
Под методом воспитания понимается
основное правило взаимодействия субъектов воспитания
+ способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели
совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания
способ воздействия педагога на ребенка
Таксономия целей – это…
соотнесение методов и целей между собой
+расположение целей по иерархии
уточнение формулировок целей
диагностичная постановка целей
В классификацию методов воспитания Ю. К. Бабанского входит следующая группа методов
методы формирования коллектива
+ методы стимулирования и мотивации детей
методы изучения личности
методы индивидуально-личностного развития
Ведущим методом нравственного воспитания является
порицание
упражнение
+ убеждение
авансирование
Одним из признаков педагогических технологий является:
активизация учебной деятельности учащихся
доступное изучение учебного материала
+ выстраивание цепочки педагогических действий строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата
все ответы правильные
наличие методов обучения
Содержание, организация, формы и методы воспитания подчиняются…
возможностям учителя
+целям
желаниям ученика
интересам школы
Среди критериев эффективности воспитательной системы являются…
+реализация педагогической концепции, идей и принципов
повышенная заработная плата
материальная обеспеченность семей школьников
неблагоприятный психологический климат школы
Под педагогической концепцией подразумевается
+ основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики
система методов и форм воспитания
совокупность приемов и операций воспитательной работы
реализация воспитательных технологий
Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется
педагогической системой
+ педагогической технологией
педагогической методикой
педагогическим мониторингом
Образование как общественное явление предполагает
+взаимодействие общества и человека, направленное на освоение и воспроизводство социального опыта и системы ценностей
особый вид социальной деятельности воспитателя, направленный на развитие и саморазвитие личности ребенка
взаимодействие учителя и ученика, направленное на активизацию познавательной деятельности
взаимодействие учителя и ученика, направленное на передачу знаний
Воспитание как процесс представляет собой
смену эпох в культурном развитии общества
+ совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка
совокупность взаимодействий семьи и общества, направленную на формирование социальной активности детей
взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта
Системообразующим компонентом воспитания является
методы воспитания
содержание воспитания
+ цель воспитания
формы воспитания
Целеполагание это
+ процесс постановки воспитательных целей и задач в школе
отбор методов и форм воспитания в школе
процесс мотивации детей в школе
реализация воспитательных целей и задач
К группе методов формирования сознания относится
+ убеждение
тестирование
соревнование
наказание
К направлениям работы классного руководителя не относят …
развитие ученического самоуправления
организация внеклассных воспитательных мероприятий
наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся
+упорядочение учебной нагрузки учащихся
Какой признак лежит в основе выделения репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения
логика и передача учебной информации
источник передачи и восприятия информации
степень управления учебной работой
+ степень самостоятельности учащихся при овладении знаниями
Тип и структура урока определяется
видом урока
+ основной дидактической задачей
целью урока
взаимодействием учителя и учащихся
Какая из перечисленных форм организации обучения позволяет учителю объяснять новый материал в одинаковом темпе для всех учащихся
индивидуальная
групповая
парная
+ фронтальная
Требования к современному уроку
+ наличие цели
+ обязателен мотивационный этап
+ организованность
+ оптимальное сочетание всех компонентов процесса обучения
На уроке решаются следующие задачи изучение нового материала, закрепление нового материала, систематизация и обобщение. Определите тип урока
+ изучение нового материала
комбинированный
обобщение и систематизация
закрепление
Теория обучения решает следующие задачи
разрабатывает общенаучные методологические понятия
+ описывает и объясняет процесс и условия обучения
+ исследует сущность, закономерности, принципы обучения
+ определяет теоретические основы содержания образования
Цель образования, связанная с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности, позволяет ответить на вопрос
+ для чего обучать?
где обучать?
как обучать?
чему обучать?
Развивающая функция образовательного процесса характеризуется:
вооружением учащихся системой знаний, умений и навыков
формированием у учащихся научного мировоззрения, убеждений, поведения
+ специальной направленностью обучения на развитие личности
все ответы правильные
формированием умений и навыков
Исследование перспектив какого-либо педагогического явления, процесса называется:
+ прогнозированием
программированием
планированием
целеполаганием
нет правильного ответа
Целью создания различных видов образовательных учреждений является:
+ обеспечение вариативности образования
обеспечение взаимосвязи теории и практики
регламентация учебного процесса
реализация ГОСа
нет правильного ответа
Принцип научности и доступности обучения реализует следующую закономерность
о всеобщей связи явлений действительности
+ о соответствии содержания образования уровню развития науки, техники, культуры
о восхождении от абстрактного к конкретному
о преломлении внешнего через внутренний мир ребенка
Совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы называется
+ закономерностью
законом
принципом обучения
движущей силой
Объектом теории обучения выступает
единство преподавания и учения
взаимодействие учителя и учащихся
+ процесс обучения
взаимодействия ученика с другими учащимися
Личностный подход учитывает:
правила внутреннего распорядка в школе
+ направленность личности
материальная обеспеченность семьи
все ответы правильные
мотивацию школьников
Моделирование в исследовании - это:
процесс распределения качеств личности по уровню значимости и присвоения им соответствующего места
+ построение вспомогательного объекта или процесса, выбранного или преобразованного человеком в познавательных целях, дающее новую информацию об основном объекте
сочетание косвенного наблюдения и опроса личности
структурирование исследуемого процесса
нет правильного ответа
Стандарт образования определяет
+ обязательный минимум содержания основных образовательных программ
максимальный объем учебной нагрузки
условия для получения образования детьми с нарушениями в развитии
требования к уровню подготовки выпускников
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять проблемные методы обучения
теоретико-информационном
наглядном
практическом
+ исследовательском, поисковом
При решении каких задач наиболее успешно применяются словесные методы
+ формировании теоретических знаний
развитии наблюдательности
развитии практических умений
развитии самостоятельности
Требования какого из перечисленных принципов обучения реализует данное правило «Определяй индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника». (В.А.Сухомлинский)
+ принцип положительного эмоционального фона в обучении
принцип перехода образования в самообразование, обучение – в учение
принцип деятельностного подхода
принцип моделирования
Основное правило, руководящая идея построения процесса обучения согласно установленным закономерностям называется
закономерностью
законом
+ принципом обучения
движущей силой
Стандарт образования способствует определению
языка, на котором ведется обучение
максимального объема нагрузки
+ требований к уровню подготовки выпускников
условий для получения образования
Организация процесса обучения в образовательном учреждении регламентируется
+ учебным планом
учебными программами
расписанием
системой оценок
При решении каких задач наиболее успешно применяются репродуктивные методы обучения
формировании теоретических знаний
+ развитии практических умений
развитии самостоятельности
Какие из перечисленных методов обучения обеспечивают усвоение элементов творческой деятельности
индуктивный
+ эвристический
дедуктивный
+ исследовательский
Какая форма организации обучения не рассчитана на учет индивидуально-типологических различий школьников
+ фронтальная
групповая
индивидуальная
парная
Основным элементом урока изучения нового материала является
закрепление учебного материала
обобщение и систематизация знаний, умений, навыков
применение знаний
+ нет правильного ответа
Обучение, основанное на систематической организации поисковой деятельности учащихся и формирование у них навыков продуктивного творческого решения познавательных задач, называется
+ творческим
поисковым
проблемным
развивающим
3.5. ГРАФИК
ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
050100 Педагогическое образование
курс 1семестр 2 (ОДО)
№ п\п | Вид контроля (зачет, тестирование, самостоятельная работа) | Сроки проведения | Перечень проверяемых дидактических единиц и компетенций |
1. | Дидактический диктант | еженедельно |
|
2. | Тестирование | 2,4,6,8,10,12 недели |
|
3. | Самостоятельная работа | 5,7 недели |
|
4. | Коллоквиум (тестирование) | 16 неделя |
|
5. | Накопительный зачет | 2 семестр |
|
ОЗО
№ п\п | Вид контроля ( экзамен, к/р, самостоятельная работа) | Сроки проведения | Перечень проверяемых дидактических единиц и компетенций |
1. | Самостоятельная работа | 1 семестр |
|
2. | Экзамен | 1 семестр |
|
ГРАФИК
промежуточного и итогового контроля
дисциплина Теоретическая педагогика
050100 Педагогическое образование
курс 1 семестр 2 (ОДО)
курс 1 семестр 1 (ОЗО)
№ п.п. | Вид контроля (зачет, экзамен, контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа) | Сроки проведения | Перечень проверяемых дидактических единиц и компетенций |
| Самостоятельная работа
| 2ая неделя | наука, объект науки, предмет науки, цель науки, педагогика, категория, понятие, образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая задача, |
| Самостоятельная работа | 4я неделя
| тема, объект и предмет, цель задачи, гипотеза исследования. Критерии педагогического исследования: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
|
| Контрольная работа
Эссе | 6ая неделя
7я неделя | педагогический процесс, система, структура, цель, содержание, методы, формы, функция, закономерность и принцип педагогического процесса, компетенция, компетентность педагога |
| Реферат | 8я неделя
| метод воспитания, методика воспитательной работы, коллективная творческая деятельность, теория-система-концепция-технология воспитательного процесса, педагогика творческого развития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения, концепция национальной школы, технология игровой деятельности, технология общения. |
| Тест
Реферат | 10ая неделя
| обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования, закономерности и принципы процесса обучения,современные концепции и технологии обучения: концепция развивающего обучения, концепция поэтапного формирования умственных действий, концепция проблемного обучения, концепция формирования продуктивного и творческого мышления; технология программированного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология личносто-развивающего обучения, ДМТ, технология творческого обучения и др. |
| Контрольная работа
Накопительный зачет (Экзамен) | 12я неделя
15я неделя
16 неделя | Образование, образовательный процесс, содержание образования, государственный образовательный стандарт, образовательные программы, базисный учебный план, учебные программы, качество образования, диагностика, мониторинг, контроль. Закрепление знаний по курсу «Теоретическая педагогика»
|
Приложение 2
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература