logo search

Вместо заключения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX В. НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют не­сколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Синтетически-антропологическое течение

Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, ре­лигии.

Природа человека: многофакторный подход к проблеме истоков и движу­щих сил индивидуального развития.

Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, М.М. Рубинштейн, А.А. Красновский и др.

Создали учение о сензитивности (повышенной чувствительности) от­дельных периодов развития ребенка к определенным по содержанию, количеству и качеству воздействиям на него и типологию характеров школь­ников и юношей. Введенный в науку изобретенный А.Ф. Лазурским есте­ственный эксперимент стал важнейшим вкладом в педагогику. В советс­кое время это направление до 1936 г. развивалось как педология. Наиболее яркими представителями педологии, работы которых получили всемир­ную известность, были Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Н.М. Щелова-нов, Е.А. Аркин, М.П. Денисов, М.Я. Басов и др.

Естественнонаучное течение

Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую базу педагогики, сопряженная с игнорированием обще­ственных наук.

Человек как биологический феномен.

Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к то­тальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее пси­хологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Представители: А, Бине, Т. Симон, В. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торн-дайк, Ч. Спирмен, Д.М. Болдуин, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд, Н.П. Гундобин, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Б.Ч. Чиж, Г.И. Челпанов, В.П. Вахтеров и др.

169

Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение интеллекта в широкую практику образования, оказали сильное влияние на развитие экспериментальной педагогики.

Естественнонаучное течение внесло положительный вклад в диффе­ренциацию и интеграцию педагогического знания, в создание опытной базы педагогики как науки.

Социологическое течение

Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исклю­чительно на социально-историческое знание как на ее источник.

Человек как продукт среды.

Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.

Считали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад в развитие теории содержания общего и специаль­ного образования. Это направление в педагогике способствовало расши­рению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического зна­ния: социологии образования, сравнительной педагогики и др.

Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочислен­ные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личнос­ти в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей соци­ологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось.

Философское и «опытническое» течение

Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.

Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывает­ся в процессе жизнедеятельности.

Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др.

Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы, инту­иция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскры­тия заложенных в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде.

Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практи­кой воспитания и обучения.

Провиденциалистское течение

Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выд-

170

вигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необхо­димы воспитательно-образовательные усилия.

Человек как носитель образа Божия.

Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.

Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надле­жащее свое осмысление педагогика может найти только на почве рели­гии.

Это направление в России уходит корнями в идеологию поздних славяно­филов и Ф.М. Достоевского, которые усматривали в русском религиозно-пси­хологическом типе залог спасения и величия русского народа.

Сторонники этого направления исходили из понимания целостности челове­ка, самобытности личности (в духе христианского «персонализма»), развивали учение о супернатурализме как сверхнаучной тайне жизни, идею примата нрав­ственной сферы и идею общинных корней индивидуальности.

Религиозная философия вскрыла глубинные психологические пласты человеческого отношения с миром в рамках содержательно богатых ант­ропологических концепций.

Тоталитарное течение

Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья.

Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воз­действия.

Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.

Цель разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государ­ству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась клас­совая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс.

{по материалам Б.М. Бим-Бада)