logo search
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.

Отношения между воспитателями и воспитанниками (между самими воспитателями и самими воспитанниками). Это отношения объективные — взаимосвязь деятельности воспитателей и воспитанников, т.е. воспитывающей деятельности, и отношения субъективные, которые отражают объективные отношения и являются их движущей силой.

Соответствие характера воспитательных отношений целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности. Чем полнее воспитательные отношения соответствуют воспитательным целям, тем успешнее эти цели достигаются. И наоборот, чем острее несоответствие характера отношений воспитателей и воспитанников, тем слабее результаты воспитательного процесса.

Авторитарные отношения (авторитаризм)

Прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства. Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый, общественно-необходимый опыт и организуют для усвоения этого опыта — прямо или через других воспитанников — пассивную (пассивно-подражательную) деятельность воспитанников. А воспитанники усваивают передаваемый опыт в пассивной деятельности, т. е. возможно более точно воспроизводят передаваемый опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных передатчиков накопленного ранее готового общественно-необходимого опыта. А воспитанники занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных потребителей готового опыта, пассивных исполнителей воли воспитателя и в практической, и даже в организаторской деятельности.

Источником живучести воспитательного авторитаризма в его явных и маскируемых формах является в наших условиях психология «естественного» превосходства взрослых над детьми. Обладание большим жизненным опытом (не только лично, но и общественно значимым, необходимым) и отсутствие, сравнительная бедность такого опыта у детей, вызывает своеобразную, имеющую вековые традиций, психологическую иллюзию необходимости послушного (безусловного) заимствования младшими готового опыта старших.

Свободные отношения

Тип воспитательных отношений, которые возникают и развиваются в противоположность авторитаризму (авторитарным отношениям), но их противоположность относительная, ибо результаты получаются часто те же самые. В этих отношениях воспитатели тоже передают воспитанникам готовый опыт, но не организуют их деятельность, а воспитанники могут усваивать передаваемый опыт, а могут не усваивать, они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т.е. действуют в качестве помощников воспитанников, а воспитанники действуют как свободные, относительно самостоятельные накопители готового и нового опыта.

В условиях «свободного воспитания» деятельность воспитанника неизбежно принимает характер потребительский, эгоистический, потому что воспитанник не может сам, без организующего участия старших успешно заботиться об улучшении окружающей жизни (для этого недостаточен его личный жизненный опыт: этого нельзя добиться в одиночку, обособленно — слишком велики трудности), и он неизбежно начинает заботиться прежде всего о себе, бороться за себя, за удовлетворение своих потребностей — на остальное у него уже не хватает ни сил, ни времени...

Отношения чрезмерной опеки

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели — только или по преимуществу — передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники — только или по преимуществу— овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, «передаточную» позицию, т.е. действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта — в практической и организаторской деятельности.

Типы авторитетов:

Авторитет подавления. Особенно страдают им отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердиться, повышает голос, а нередко хватается за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастаю либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящие за свое подавленное детство.

Авторитет чванства – родителя кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст» или «А та знаешь, кто мой папа?» и т.д. При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.

Авторитет педантизма - родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжение взрослых или сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет резонерства, при которым родители буквально заедают детскую жизнь бесконечным поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Авторитет любви – самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А как это заслужить? Необходимо показывать детям свою родительскую любовь, считают они. Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребенок плохо ест или не слушается, у него тут же спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?» В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм. Ребенок скоро начинает понимать, что маму и папу можно легко обмануть, что угодно у них выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. Таких семьях вырастают люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама выступают перед ребенком как добряки, которые все разрешают, ничего для него не жалеют. Родители бояться конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.

Авторитет подкупа – самый безнравственный авторитет, когда послушание ребенка покупается подарками и различными обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – куплю тебе велосипед или пойдем в цирк. Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях где нет слаженности между отцом и матерью, где наметилась конфликтная ситуация. В таких семьях родители задабривают ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца, и мать. Вырастает человек, который ничего не следует по собственному внутреннему побуждению, который приучен лавировать, приспосабливаться, быть там, где больше платят, там, где он больше получит выгод.

Влияние типа воспитательных отношений на характер воспитанников, их социализацию

Авторитарный тип.

Годы официальной поддержки: до революции 30 – 50 годы.

Какое отношение хочет к себе педагог: уважение, страх, почитание, трепет, доверие.

Типичные методы воздействия: словесные, публичные, внушения.

Какую деятельность детей организует: несамостоятельную, пассивную, исполнительскую, потребительскую, познавательную.

Какими растут воспитанники:

Сильные дети: хитрец, приспособленец, протестант, разрушитель, маленький аторитар.

Слабые дети: послушные, внушаемые, податливые.

Чрезмерная опека

Годы официальной поддержки: 70 годы (Брежнев)

Какое отношение хочет к себе педагог: доверие, как к матери, нежное уважение, любовь.

Типичные методы воздействия: наставление, внушение, беседы, восхваление своих и уничижение чужих, уговаривание

Какую деятельность детей организует: ограничено самостоятельная, потребительская, пассивная.

Какими растут воспитанники:

Сильные дети: завистливые, несамостоятельные, завышенная самооценка, завышенные ожидания..

Слабые дети: разочарование в людях, апатия

Свободный тип

Годы официальной поддержки: 20 годы

Какое отношение хочет к себе педагог: уважение, доверие, толерантность, договор.

Типичные методы воздействия: словесные, методы, выбранные ребенком, диалог

Какую деятельность детей организует: никакую.

Какими растут воспитанники:

Сильные дети: лидер, импульсивный, халявщик

Слабые дети: пассивные.

Товарищеский тип

Годы официальной поддержки: конец 80 годов

Какое отношение хочет к себе педагог: уважение, дружба, товарищество, доверие, взаимные требования

Типичные методы воздействия: пример, помощь, словесные.

Какую деятельность детей организует: совместную, активную, организаторскую

Какими растут воспитанники: ответственные, сильные, дружные, воспитанные, активные.