logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Диалоговая система обучения

В основу диалоговой системы обучения (авторской школы «Диалог культур») положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», Л.С. Выготского — о «тяготении развитого интеллекта к внутренней речи, диалогу»; В.С. Библера — о «философской логике культуры». Философ, историк, литературный критик М.М. Бахтин (1895—1975) открыл феномен диалогического сознания человека, показав, что культура и ее часть — наука — это не монолитная, незыблемая система. Он обосновал явление множественности культур, несводимости их друг к другу (европейская, азиатская, африканская культуры). Европейская культура также разнообразна и выступает как диалог античной, средневековой культур, культуры Нового времени и культуры XX века

Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И не только уважать другие точки зрения, но и формировать свою точку зрения на границе «спорящих» культур. М. М. Бахтин сформулировал важную для педагогики мысль: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения».

На основе идей М.М. Бахтина известный российский философ В.С. Библер создал современную концепцию диалогического мышления и теорию диалогового обучения. При этом он поставил перед педагогикой следующую задачу: приблизить обучение в школе к особенностям современного диалогического мышления в науке и культуре. Для этого необходимо построить такой урок, на котором усвоение знаний было бы формой развития личностного, индивидуально-неповторимого мышления каждого ученика, а сами учащиеся были бы равноправными друг другу и учителю собеседниками. Содержанием урока-диалога являются проблемы, которые обычно не имеют однозначного решения. Каждое научное понятие рассматривается как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания. Важно, что эти логики не навязываются учителем, а «всплывают» в репликах учащихся и учителя в ходе учебного диалога. Более того, участники урока «нащупывают» свой взгляд на мир, то есть происходит «диалог голосов».

12 классы

Содержанием обучения (уроков-диалогов) являются так называемые «узелки» понимания, «точки удивления», «загадки бытия и мышления» (загадки слова, числа, явлений природы, момента истории, Я-сознания и др.), которые затем станут предметами освоения в последующих классах

34 классы

Изучается античная культура как «образное умное видение» (история, математика, механика, искусство, мифология составляют единый предмет); учащиеся получают целостное представление об основных смыслах античной культуры

56 классы

Осваивается культура средневековья, для которого характерно «понимание как умение»; особо подчеркивается, что эта историческая культура пронизана пафосом веры и культа

78 классы

Изучается культура Нового времени (XVII—XIX вв.) с его познавательным экспериментированием; в основу обучения с учетом диалогового подхода положены занятия с использованием рекомендованных учебников в соотнесении с авторскими текстами (первоисточниками) этого периода

9—10 классы

Содержание обучения составляет культура современности, которой свойственна «парадоксальная дополнительность мышления»; здесь сводятся воедино вопросы и ответы как результаты предыдущих учебных циклов, в центре учебных диалогов оказываются общечеловеческие проблемы (человек и общество; культура и цивилизация и др.)

11 класс

«Специально диалогический класс», для которого характерна организация учащимися-выпускниками в рамках школы диалогов между классами, возрастами, культурами, а также дискуссий, спектаклей и других форм организации учебного диалога

Диалог — сущностная характеристика рассматриваемой технологии, определяющая ее цель и содержание. Целевыми ориентациями данной технологии являются формирование диалогического сознания и мышления ребенка, развитие его творческой индивидуальности; обновление содержания обучения на основе сопряжения в нем различных исторических культур, смыслов, форм деятельности. В школе «Диалога культур» последовательность классов (циклы по два года) и содержание образования в них соответствует последовательности культур, сменяющих друг друга в европейской истории (по В.С. Библеру).