logo search
онтогенез речевой деятельности

Овладение морфологией.

Отечественный лингвист А.Н. Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка: число существительных – уменьшительная форма существительных – категория повелительности – падежи – категория времени – лицо глагола. Здесь очевиден путь от менее абстрактных, конкретных форм к более абстрактным, от простого, формального выражения к сложному.

Овладение морфологическими элементами языка тоже имеет свою динамику на основе выделения суффиксов, в данном случае это суффикс –ка, который ребенок замечает в других словах, типа шапка, тарелка и присоединяет его к своим словам. Приэтом развивается и значение слова (биби – это и машина, и ехать, и берегись, а бибика - машина). Тем самым с момента освоения морфологического механизма языка и начинается большой скачок в развитии словаря ребенка. Обогащение словаря, идет не только за счет отдельных слов, но и засчет овладения конструированием слов.

Важно, что по мере развития ребенк обнаруживает нормативное чувство правила: он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоторого языкового стандарта. То, что лингвисты называют «чувством грамматичности», связано с таким явлением, как самокоррекция (В реке было много рыбов… рыбей… много рыбы).

Устойчивость и сформированность правила может быть проверена экспериментально, если заставить ребенка применить это правило к заведомо незнакомому языковому материалу. Так американская исследовательница Джин Берко показывала детям картинки с изображениями фантастических животных, которым присваивала в качестве названия несуществующие слова (квазислова). Ребенку показывали такую картинку и называли это псевдоживотное псевдословом. Затем показывали картинку с изображением нескольких таких зверей и также спрашивали: «А это что?», если ребенок ответил правильно, значит он, овладел способом выражения множественного числа, а не заучил несколько готовых слов в форме множественного числа. Например, «Вот этот зверь называется вук». «Это вуки». «Это три большие вуки».

Овладение языком – это усвоение не только языковых единиц, но и правил их создания и употребления. А чтобы познать правила, нужно все время совершать мыслительную работу по анализу, систематизации и обобщению этих правил. Получается, как образно писал Цейнлин С.Н., что ребенок в какой-то степени похож на лингвиста. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает ее огромной ценности для становления личности ребенка. (Белянин В.П., 2004)

Рассмотрим более подробно в следующей главе усвоение морфологии ребенком.