Воспитательная система класса: структура, этапы развития
Теоретики воспитания (Л.В. Байбародова, Л.К. Гребенкина, Е. Н. Степанов и др.) рассматривают воспитательную систему класса как подсистему воспитательной системы школы.
Воспитательная система класса — сложное социально-педагогическое образование, целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующая формированию личности каждого учащегося класса и классного коллектива в целом. Основными компонентами воспитательной системы класса являются (по Е.Н. Степанову): индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический компоненты.
Воспитательная система класса | |
Компонент воспитательной системы класса | Характеристика компонента |
1. Индивидуально-групповой компонент | Это сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса, в которое входят: классный руководитель (воспитатель); учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые участники воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива |
2. Ценностно- ориентационный компонент | Представляет собой совокупность следующих элементов: целей и задач воспитания; перспектив жизнедеятельности классного сообщества; принципов построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса |
3. Функционально- деятельностный компонент | Состоит из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества |
4. Пространственно-временной компонент | Включает элементы: эмоционально-психологическую, духовно-нравственную и предметно-материальную среду; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы |
5. Диагностико- аналитический компонент | Включает элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов |
Главную роль в проектировании, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Для осуществления деятельности по проектированию, организации и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая и практическая подготовка классного руководителя.
Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности классной группы, создания воспитательной системы класса. Для того чтобы избрать оптимальный путь, формы и методы построения воспитательной системы, классному руководителю необходимо осознать специфические черты классной группы, определить уровень ее развития, сформированности межличностных отношений и совместно деятельности. Целесообразность, целеустремленность, целенаправленность являются сущностными характеристиками воспитательной системы класса, поэтому классный руководитель должен уделять пристальное внимание целеполаганию.
Функционально-деятельностный компонент, по мнению исследователей, является системообразующим компонентом, обеспечивающим упорядоченность и целостность воспитательной системы класса. Успешно работающие классные руководители используют в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, при этом они выделяют какой-то один вид деятельности учащихся в качестве системообразующего. Классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания — тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты.
В воспитательной практике образовательных учреждений функцию системообразования выполняют, например, познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды (направления) деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа (профиля, специализации) учебного заведения и его структурных подразделений.
Класс как воспитательная система имеет свое жизненное пространство, среду, в которой осуществляется совместная деятельность и общение членов классной группы, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса обычно является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем. Отсюда очевидна важность создания комфортной обстановки в учебном кабинете, эмоционального и духовно-нравственного насыщения жизненного пространства класса.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения (родители, руководители кружков, клубов, секций, ветераны войны и труда и др.). Это люди, обладающие двумя важным качествами: во-первых, они интересны (своим увлечением, жизненным опытом и т. п.) учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям.
Условно выделяют четыре этапа в развитии воспитательной системы класса.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью