logo search
ответы к госу

26. Возрастная периодизация психического развития.

Возрастная периодизация основывается на выделении возрастных особенностей (характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества).

Характеристика стабильных и критических периодов развития человека.

Человеческое развитие характеризуется своей неравномерностью. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными. Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы.

Возрастная периодизация Эриксона (основана на положении, что на протяжении всей жизни на каждом этапе у человека происходит борьба двух качеств – положительного и отрицательного):

  1. Оральная стадия (младенчество). Основополагающее противоречие: вера и надежда против недоверия к миру. Главная задача – выработать у младенца бессознательное чувство базового доверия к миру.

  2. Анальная стадия (1-3 года: раннее детство). Противоречие: самостоятельность против чувства стыда и сомнений. Задача: развитие самостоятельности на основе моторных и интеллектуальных способностей.

  3. Инфантильно-генитальная (3-6 лет – игровой возраст). Противоречие: инициативность против чувства вины. Задача: развитие инициативы, активности ребёнка.

  4. Латентная стадия (6-11 лет – среднее детство, школьный возраст). Противоречие: трудолюбие против чувства неполноценности.

  5. Половая зрелость (11-20 лет – подростничество и юность). Противоречие: индивидуальность против ролевого смешения. Подростковый кризис (поднимаются все противоречия, не решённые ранее)

  6. Молодость (20-40/45 лет – ранняя взрослость). Противоречие: близость против одиночества.

  7. Зрелость (40-60 лет – средняя взрослость). Противоречие: творчество против застоя.

  8. Поздняя взрослость (после 60 лет). Противоречие: целостность личности против отчаяния.

Психологическая характеристика кризиса 7 лет.

К 7 годам мозг человека созревает на 95%. С переходом в школьную жизнь появляется новая установка: ребёнок начинает осознавать разделение двух сфер: фантазии (игры) и реальности. Рождается интерес к познанию действительности. Кризис начинается с временного нарушения целостности структур личности. Критическая фаза: утрата детской непосредственности, употребление грубых слов, капризы. Причина: дифференциация внешнего и внутреннего мира, который ребёнок пытается скрыть от взрослых. Осознание своих чувств, эмоций. Появление новой черты – лицемерия (в случае не разрешения кризиса эта черта останется на всю жизнь). Ребёнок до конца не осознаёт, что его действия и поступки плохие. Поэтому родителям не стоит применять чрезмерную строгость. Посткритическая фаза: переход к новому типу отношений, новой деятельности. Изменение переживания школьной обстановки – у всех детей.