Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
2. Категориально-понятийный аппарат педагогики. Язык педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
4. Становление и развитие педагогики как науки.
5. Методология педагогики: понятие, сущность и уровни методологического знания. Характеристика методологических подходов к организации образовательного процесса.
6. Понятие педагогического исследования. Классификация исследований. Структура и логика педагогических исследований.
7. Методы исследования: понятие, сущность, классификация, критерии выбора. Характеристика методов педагогического исследования.
8. Педагогический процесс: определение, функции. Структура педагогического процесса. Характеристика компонентов.
9. Общая характеристика подросткового возраста. Психолого-педагогические доминанты развития. Направления и технологии педагогической деятельности.
10. Общая характеристика старшего детского возраста. Психолого-педагогические доминанты развития. Направления и технологии педагогической деятельности.
11. Дидактика как наука. Развитие и становление дидактики как науки. Предмет, функции и задачи дидактики. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика
12. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Андреев В.Н. Основные педагогические понятия-категории.
13. Методология педагогики. Методологические основы процесса обучения.
14. Теоретические основы процесса обучения. Понятие сущности процесса обучения. Характеристика сущностных сторон процесса обучения.
15. Модель структуры процесса обучения и теоретическое ее обоснование Краевский В.В.Элементы процесса обучения.
16. Функции процесса обучения. Связь функций и целей обучения. Способы целеполагания. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.
17. Связи и отношения, определяющие целостность процесса обучения. Понятие о законе и закономерности. Характеристика закономерностей процесса обучения.
18. Понятие о принципах обучения. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. Реализация принципов обучения через правила.
19. Классификация принципов обучения и их характеристика.
20. Характеристика принципов, связь их с закономерностями, правила реализации.
21. Понятие содержания образования. Характеристика основных его компонентов. Лернер И.Я. Качества знаний какими они должны быть.
22. Функции компонентов содержания образования и основные методы их реализации. Принципы отбора содержания образования.
23. Базисный учебный план. Структура и назначение.
24. Государственный образовательный стандарт. Назначение и структура.
25. Учебные программы. Способы их создания.
26 Цель. Виды целей. Способы целеполагания. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.
27. Цель. Виды целей. Таксономия целей. Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике.
28. Понятие о методах обучения. Взаимосвязь методов и приемов обучения. Классификации методов обучения.
29. Понятие об организационных формах обучения и формах организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структуры уроков.
30. Характеристика других организационных форм обучения.
31. Требования к современному уроку.
32. Алгоритм подготовки учителя к уроку.
33. Воспитание как процесс. Его особенности. Система понятий воспитания.
34. Характеристика и функции воспитания. Воспитание как составная часть педагогического процесса.
35. Воспитание как педагогическая система. Закономерности и принципы воспитательного процесса.
36. Сущность и структура педагогической диагностики.
37. Функции педагогической диагностики.
38. Этапы педагогической диагностики.
39. Требования к педагогическому диагностированию.
40. Педагогическое прогнозирование.
41. Сущность содержания воспитания.
42. Факторы формирования содержания воспитания.
43. Основные направления содержания воспитания.
44. Методы воспитания: понятие и сущность. Классификация методов воспитания. Критерии отбора методов воспитания.
45. Формы воспитания: понятие, сущность и характеристика. Классификация форм воспитания.
46. Характеристика основных форм воспитания, их связь с целью, содержанием и методами воспитания.
47. Образование как общественное явление. Единство образования и жизни.
Вопросы к экзамену по данной дисциплине «Теоретическая педагогика» входят в общие вопросы к экзамену по модулю «Педагогика».
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» № 050100 – бакалавр педагогического образования Приказ № 200 от 22 марта 2010 года.
Разработчики: к.п.н., профессор кафедры педагогики Н.С.Сытина
к.п.н., доцент кафедры педагогики Л.З.Лисейчикова
к.п.н., доцент кафедры педагогики Л.Р. Мунирова
Эксперты:
Д.п.н., профессор, член-корр. РАО Гаязов А.С.
Зав.кафедрой педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им.М.Акмуллы, канд.пед.наук, профессор Исламова З.И.
Программа одобрена на заседании кафедры педагогики 29.08.11, протокол №1
МОДУЛЬ П
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
- Теоретическая педагогика Рекомендуется для
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 6. Содержание дисциплины
- 6.1. Содержание разделов дисциплины
- 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
- 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
- 6.5. Требования к самостоятельной работе
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Зарубежные электронные библиотеки
- Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
- Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
- 10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
- ( 2 Семестр, бакалавриат)
- Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Парадигмы
- Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
- Содержание модуля II
- 2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
- Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
- Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
- Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
- Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
- Лекция № 7
- Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
- Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
- Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
- Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- 2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
- 2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
- 2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
- 2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
- 19.Календарно-тематическое планирование
- 20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
- Дисциплины «теоретическая педагогика»
- Модуль III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- Содержание модуля III
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
- 3.1. Требования к экзамену
- 3.2. Критерии оценки знаний студентов
- Тематика контрольных работ для озо
- Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
- Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
- Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
- Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
- Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
- Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
- Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
- Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
- Принципы обучения.
- Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
- Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
- Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
- Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
- Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
- Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
- Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
- Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
- Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
- Содержание школьного образования
- Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
- Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
- Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
- Методы обучения
- Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
- Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
- Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
- Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
- Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
- Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
- Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
- Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
- Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
- Организационные формы и формы организации учебного процесса
- Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
- Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
- Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
- Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
- Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
- Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
- Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
- Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
- Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
- Литература
- Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
- Семинарское занятие № 5
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 6
- Практические задания и вопросы
- 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
- Литература
- Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания и вопросы
- Самостоятельная работа
- Литература
- Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
- Литература
- Семинарское занятие №11
- Вопросы для обсуждения
- Литература