Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
Один из подходов к определению системы (структуры) воспитательной работы классного руководителя (по Л.К. Гребенкиной).
Целеполагающая деятельность | ||||
Диагностическая деятельность | ||||
Прогностическая деятельность | ||||
Проектировочная деятельность | ||||
Конструктивная деятельность | ||||
Организаторская деятельность | ||||
Организация разнообразной деятельности учащихся | Организация детского коллектива | Индивидуальная работа с учащимися | Коррекционная работа с учащимися | Сотрудничество с родителями учащихся, учителями-предметниками и другими субъектами управления школой |
Рефлексивная деятельность | ||||
Диагностическая деятельность | ||||
Система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности. Дадим их краткую характеристику с учетом специфики работы классного руководителя. Виды и содержание деятельности классного руководителя | ||||
Виды деятельности | Содержание деятельности | |||
Целеполагающая деятельность | Заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива) | |||
Диагностическая деятельность | Состоит в изучении отдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспитательного процесса | |||
Прогностическая деятельность | Связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Исходя из уровня актуального развития школьника и уровня развития ученической группы, классный руководитель определяет возможные достижения в процессе развития и саморазвития учащихся в конкретный временной период. Перспективы развития личности (ученической группы) могут быть отражены в модели личности школьника (ученического коллектива) | |||
Проектировочная деятельность | Направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии, направлений воспитательной работы | |||
Конструктивная деятельность | Предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания; определяет направления планирования воспитательной работы | |||
Организаторская деятельность | Представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей | |||
Коррекционная деятельность | Направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы; предполагает внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя | |||
Рефлексивная деятельность | Анализ собственных действий, отношений, состояний с целью осознания успехов и причин неудач, совершенствования своей воспитательной деятельности |
Семинар. Технология проектирования воспитательной работы классным руководителем
Планирование воспитательной работы в школе. Виды планирования. Содержание и структура плана воспитательной работы с классом. Знакомство с примерной программой анализа состояния и результатов воспитательной работы с классом; определение целевых ориентиров воспитательной деятельности: идеальная цель, результативная цель, процессуальная цель; постановка задач как составляющих компонентов цели воспитательной деятельности; определение ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса; планирование индивидуальной работы с учащимися; планирование работы с родителями; изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:
1, Анализ воспитательной работы за прошедший год
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5.Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Рассмотрим отдельные технологические аспекты воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, педагогический анализ, взаимодействие с родителями.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью