Упражнения для коррекции лордоза
«Гимнаст». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклониться вперед, не сгибая колен, достать руками носки ног. Вернуться в И.П. Повторить 6-8 раз.
«Достань лбом колени». И.П.: основная стойка. Наклониться, обхватить голени руками, коснуться лбом коленей. Вернуться в И.П. Повторить 4-6 раз.
«Погрей прямые ноги на солнышке». И.П.: лежа на спине, руки в стороны. Поднять прямые ноги вверх. Вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.
«Погрей согнутые в коленях ноги на солнышке». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях, оттянуть носки. Вернуть в И.П. Повторить 6-8 раз.
«Покажи красивые ноги». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременно поднять и опустить прямые ноги. Повторить 4-6 раз.
«Спрятались». И.П.: стоя, взяться за спинку стула. Присесть, руки вперед. Повторить 6-8 раз.
«Веселые висы». И.П.: стоя, взяться за перекладину гимнастической стенки. Повиснуть на перекладине, удержаться 5-8 секунду. Вернуться в И.П.
Тренажерная гимнастика
Использование тренажеров в практике работы дошкольного учреждений для детей с проблемами развития позволяет существенно продвинуться в преодолении дефицита движений у детей и двигательной активности в целом.
Комплексное использование специальных технических средств и физических упражнений повышает выносливость, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательные способности.
В последние годы появились специальные тренажерные средства, которые могут быть использованы для систематического выполнения физических упражнений (Ю.А. Юлин, Ю.В. Павлов).
Задачи, решаемые с помощью тренажерных средств, имеют оздоровительную, воспитательную, коррекционную и учебную направленность, что позволяет выделить их как самостоятельную форму организации занятий с детьми – тренажерную гимнастику. Тренажерная гимнастика – это система физических упражнений, выполняемых на специальных средствах.
Тренажерная гимнастика состоит из вводной основной и заключительной частей. Основными задачами вводной части являются:
осуществление пропедевтики (подготовка к основной работе на тренажере);
развитие зрительно-моторной координации.
В основной части гимнастики решаются важные профилактические, оздоровительные, учебные задачи:
восполнение дефицита двигательной активности;
дозирование физической нагрузки с учетом психофизических особенностей детей;
систематическое выполнение физических упражнений в сочетании со зрительными;
коррекция двигательных нарушений.
Задачи заключительной части направлены:
на снижение физической нагрузки;
формирование комфортных ощущений после занятий на тренажерах;
повышение защитных функций организма.
Длительность тренажерной гимнастики определяется возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью, а также зрительными возможностями детей. Упражнения на тренажерах могут проводиться от 5 до 15 минут. Используются разные организационные формы: индивидуально, подгруппами (2-6 чел.) с учетом основных требований к подбору групп:
состояние зрения (допуск врача);
характеристика здоровья (допуск врача);
уровень физической подготовленности.
Занятия тренажерной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю инструктором по физической культуре при систематическом контроле инструктора ЛФК, врача-ортопеда.
Требования к проведению тренажерной гимнастики:
тщательный подбор упражнений;
индивидуальный характер упражнений;
выполнение упражнений из разных исходных положений!
локальное воздействие на отдельные группы мышц;
эмоциональный, увлекательный характер занятий на тренажерах;
обеспечение страховки;
врачебно-педагогический контроль (см. прил. 2).
Антистрессовая гимнастика
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) – новое направление массовой оздоровительной физкультуры. АПГ представляет собой целостный подход к нравственному и физическому здоровью человека, основанный на совершенствовании качества процесса физического движения, равновесия нервной системы и мышления.
АПГ объединяет в себе западные и восточные подходы к здоровью человека и включается в себя технику расслабления, психотренинг в движении, безболевой массаж суставов, бег, основы пластики и танца. Метод опирается на воспитание культуры движения, способствует развитию творческих возможностей и эстетическому восприятию жизни.
Метод АПГ специально разработан для защиты психического здоровья и служит эффективным средством борьбы с физическими и нервно-психическими перегрузками и их последствиями.
Проведенные фундаментальные исследования позволили выявить принципиально новый механизм адаптации организма к воздействию стресс-факторов различной природы и, соответственно, новые возможности его реабилитации.
Масштабная медико-биологическая и педагогическая апробация (научный руководитель – проф., д-р мед. наук Р.Е. Мотылянская) показала, что метод АПГ является не только профилактическим, но и способствует улучшению состояния при заболеваниях костно-суставной, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, дыхательных путей, органов зрения и др.
Обучение АПГ не требует специальных условий и приспособлений – проветриваемого помещения достаточно для успешного проведения занятий.
Кинезиологическая гимнастика
Кине́зитерапи́я (англ. Kinesiotherapy) — направление лечебной физкультуры. Наименование произошло от др.-греч. kinesis – «движение» + терапия – «лечение», или лечение через движение. Это – самостоятельная медицинская дисциплина, опирающаяся на опыт и основывающаяся на всех остальных медицинских дисциплинах, включает в себя как теорию, так и методику физического воспитания, в которой лечение представляет собой психолого-педагогический процесc, протекающий между пациентом и терапевтом.
Кинезитерапия является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определенные упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат. Кинезитерапия являет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания: медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания в здоровом состоянии, профилактики рецидивов и способствует психофизическому комфорту личности.
Кинезитерапия – это активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Таким образом, возрастает мотивация, у пациента появляется вера в собственные силы и в то, что установлен контроль над болезнью, – что ускоряет восстановление.
Техника кинезитерапии достаточно проста, в ее основу были положены реальные клинические достижения, а также результаты научных исследований мышечной системы человека, ее физиологии и биохимии процесса сокращения мышечных волокон и влияние на опорно-двигательный аппарат человека.
Лечение правильными движениями предполагает адаптированные, постепенно возрастающие силовые воздействия, определенные строго индивидуально для каждого пациента, с учетом его анамнеза, возрастных, физиологических и других особенностей и других заболеваний, сопутствующих основному. Постепенное обучение правильным (простым и сложным) движениям приводит к их нейрорефлекторному закреплению и восстановлению трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе человека. Лечение осуществляется, чаще всего, с помощью специальных, лечебно-реабилитационных тренажеров, например, подвесных слинг-систем.
Одним из основных требований при прохождении лечебного или реабилитационного кинезитерапевтического курса на подвесных и других тренажерах является правильное дыхание, иначе всякое движение, выполняемое в рамках программы занятий, утрачивает свой лечебный эффект.
Кинезиологические упражнения
Цель – оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. По сигналу ведущего двигать тем пальцем, который он назовет. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий (содружественных движений рядом расположенных пальцев). Стараться выполнять в быстром темпе, можно парами: один ребенок говорит и контролирует правильность выполнения, другой – выполняет.
«Перекрестные шаги». Выполняется перекрестно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счет «1-10» – соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
«Колечки». 1-й вариант: прямые колечки. Смыкать большой палец руки поочередно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперед, затем – назад. Выполнять сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно.
2-й вариант: обратные колечки. И.П.: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая одномоментно начинает смыкать большой палец, двигаясь в обратном направлении, т.е. с мизинцем, безымянным, средним. Затем следуют движения в противоположном направлении.
Психофизическая гимнастика (автор А.С. Семенович)
Цель – активизировать деятельность головного мозга, стимулировать интеллектуальное развитие, снизить утомляемость.
«Попьем водичку». Употребление воды способствует повышению физиологической активности головного мозга и соответственно активизации умственной деятельности.
«Буратино». Перекрестное упражнение (1 мин). Детям предлагается делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасаться руками к разноименным коленям перед собой (левая рука – к правому колену, правая рука – к левому колену), затем к разноименным пяткам за спиной.
«Мишка проснулся». Растягивающее упражнение (1 мин). Предлагается напрячь все тело, затем расслабить. После проводится напряжение и расслабление по осям:
вверх-вниз (напряжение и расслабление верхней половины тела, затем напряжение и расслабление нижней половины тела);
лево- и правостороннее (напряжение и расслабление правой и затем левой стороны тела);
перекрестное (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги).
«Воздушный шарик». Дыхательное упражнение (0,5 мин). Учащимся предлагается сделать вдох, «надувая в животе шарик», например, красного цвета (цвета необходимо менять), расслабить мышцы живота. Пауза (задержка дыхания) 2 с. Выдохнуть, втянуть живот как можно сильнее. Пауза 2 с. Сделать вдох.
«Белочка собирает орешки». Глазодвигательное упражнение (1 мин). Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отработка движений глаз по направлениям: вверх, вниз, вправо, влево.
«Гуси травушку щипали». Энергетизирующее упражнение (0,5 мин). Предлагается помассировать пальцами одноименных рук мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
«Кнопка внимания». Активизация внимания. Предлагается нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с). То же самое сделать для правой руки (10 с).
«Гимнастика мозга». Предлагаем вашему вниманию еще одну гимнастику для активизации деятельности мозга и снижения утомляемости. Применение данного метода в специализированном детском саду показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11