logo search
онтогенез речевой деятельности

Заключение

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Существует два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центрально место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности (Ф.А. Сохин).

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становится не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Для детей 3 лет доступная простая форма диалогической речи( ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия- для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые выводы, обобщения, умозаключения. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его.

Таким образом, связная речь выполняет важную роль в жизни каждого человека, она выступает в качестве средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Овладение связной речью способствует благоприятному обучению в школе.