logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Блочная система обучения. Технология модульного обучения

Разновидностями программированного обучения являются блочное и модульное обучение. Эти технологии также реализуют основные идеи теории укрупнения дидак­тических единиц П.М. Эрдниева. В блочной системе обучения учебный блок—часть учебной программы, соответствующая целому разделу или крупной теме. Он обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, применение, обобщение), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единицами: организация, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. Сам блок обычно включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.

Модульное обучение как развитие блочного в своем первоначальном виде появилось в 60-е годы XX века и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях англоязычных стран. К ведущим принципам модульного обучения относятся (по П.А. Юцявичене) принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Рассмотрим эти принципы в интерпретации П.И. Третьякова.

Принципы модульного обучения

Краткая характеристика

1. Принцип модульности

Предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету

2. Структуризация содержания обучения на обо­собленные элементы

Внутри блоков-модулей учебный материал структурируется в виде системы учебных взаимозаменяемых и подвижных эле­ментов

3. Принцип деятельности

Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности

4. Принцип осознанной перспективы

Модульное обучение строится на основе осознанного целепо-лагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Модульное обучение, ориентируясь на развитие ребенка, также предполагает обязательность мотивационного этапа в начале каждого цикла деятельности

5. Разносторонность методического консультирования

Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль учителя сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «учитель—ученик». Это обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления

6. Динамичность технологии

Реализуется через вариативность содержания обучения, воз-можность обучения как видам деятельности, так и способам действия

7. Гибкость технологии

Обеспечивается адаптацией к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения индивидуализации обучения

8. Паритетность технологии

Выполняется на основе относительно самостоятельного характера учебного труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учеником

Модульное обучение — обучение, предполагающее такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, представленной в виде модулей (автономных частей учебного материала, структурированных определенным образом). Основой для формирования модулей служит рабочая программа учебной дисциплины. Обучающий модуль состоит из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель, задачи и уровни изучения модуля; собственно учебный материал в виде обучающих программ (перечень основных понятий, терминов, законов, умений и навыков, которыми необходимо овладеть, последовательность изучения материала и т. д.); методическое руководство по достижению цели и задач; практические занятия по формированию необходимых умений и навыков; контроль качества усвоения (обычно в тестовой форме). Модуль может совпадать с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Число модулей зависит от особенностей самого предмета и от желаемой частоты контроля обучения. Модуль содержит познавательную (теоретическую) и практическую (учебно-профессиональную) части. Соотношение этих частей должно быть оптимальным. Каждый модуль логически завершается контролем.

В технологии модульного обучения ставят три вида целей: комплексную дидактическую цель (КДЦ), ориентированную на всю учебную программу, состоящую из модулей; интегрированную дидактическую цель (ИДЦ) как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся после изучения отдельного модуля; учебную задачу (УЗ) или частную дидактическую цель, решаемую в ходе каждого учебного элемента.

Технологическая карта конструирования темы или раздела выглядит следующим образом (по П.И. Третьякову):

№ урока-модуля в разделе.

№ урока-модуля в теме.

Тема урока.

Триединая цель урока (темы).

Дифференцированная цель урока для ученика.

Что должен знать ученик в конце темы.

Что должен уметь ученик в конце темы.

Формируемая область понимания.

Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитание на материалах темы.

Тип урока и примененной педагогической технологии.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

Примеры структуры модуля и структуры учебного элемента, которые рассчитаны на полную самостоятельную работу ученика, приведены в таблицах. Функция учителя в этом варианте учебных занятий заключается в консультировании и координировании.

Структура модуля

Номер

учебного

элемента (УЭ)

Название УЭ

Управление обучением (содержание, формы, методы)

К.0.

Цели и задачи модуля

Необходимые знания и умения

К.1.

Учебные элементы

Пояснения к учебному материалу

Обобщение (резюме)

Источники информации, алгоритмы решения задач

K.L.

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням)

Ответы, методы и формы организации познавательной деятельности, внутрипредметные связи

Структура учебного элемента

Порядковый номер в учебном элементе

Учебный материал

Управление обучением (содержание, формы, методы)

0.

Цели и задачи УЭ

Необходимые знания и умения

1.

Содержание учебного материала

Пояснения к учебному материалу, источники информации

Обобщение (резюме)

Алгоритмы решения задач, ответы

L.

Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням

Ответы, методы и формы организации познавательной деятельности, внутрипредметные связи

Семинар. Создание воспитательных систем школы и класса

Проектирование структуры воспитательной системы школы.

Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива

Воспитательная система школы: понятие, этапы становления

Воспитательная система школы это такой способ организации се жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.

Первый этап – становление воспитательной системы. Второй этап – отработка содержания деятельности и структуры системы. Третий этап (завершающий) – оформление системы. Четвертый этап – обновление, перестройка системы.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический.

Структура плана учебно-воспитательной работы школы на учебный год охватывает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

 Введение: особенности микрорайона и условие работы школы; краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;

 Повышение квалификации и методическая работа.

 Изучение и распространение передового опыта.

 Научно-педагогическая информация в школе.

 Руководство учебно-воспитательным процессом: организация учебно-воспитательного процесса; внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.

 Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.

 Работа с родителями, шефами и общественностью.

 Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения: планы работы методических объединений; план работы библиотеки; план работы родительского комитета; план летней оздоровительной работы с детьми.