Блочная система обучения. Технология модульного обучения
Разновидностями программированного обучения являются блочное и модульное обучение. Эти технологии также реализуют основные идеи теории укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. В блочной системе обучения учебный блок—часть учебной программы, соответствующая целому разделу или крупной теме. Он обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, применение, обобщение), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единицами: организация, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. Сам блок обычно включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.
Модульное обучение как развитие блочного в своем первоначальном виде появилось в 60-е годы XX века и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях англоязычных стран. К ведущим принципам модульного обучения относятся (по П.А. Юцявичене) принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Рассмотрим эти принципы в интерпретации П.И. Третьякова.
Принципы модульного обучения | Краткая характеристика |
1. Принцип модульности | Предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету |
2. Структуризация содержания обучения на обособленные элементы | Внутри блоков-модулей учебный материал структурируется в виде системы учебных взаимозаменяемых и подвижных элементов |
3. Принцип деятельности | Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности |
4. Принцип осознанной перспективы | Модульное обучение строится на основе осознанного целепо-лагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Модульное обучение, ориентируясь на развитие ребенка, также предполагает обязательность мотивационного этапа в начале каждого цикла деятельности |
5. Разносторонность методического консультирования | Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль учителя сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «учитель—ученик». Это обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления |
6. Динамичность технологии | Реализуется через вариативность содержания обучения, воз-можность обучения как видам деятельности, так и способам действия |
7. Гибкость технологии | Обеспечивается адаптацией к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения индивидуализации обучения |
8. Паритетность технологии | Выполняется на основе относительно самостоятельного характера учебного труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учеником |
Модульное обучение — обучение, предполагающее такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, представленной в виде модулей (автономных частей учебного материала, структурированных определенным образом). Основой для формирования модулей служит рабочая программа учебной дисциплины. Обучающий модуль состоит из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель, задачи и уровни изучения модуля; собственно учебный материал в виде обучающих программ (перечень основных понятий, терминов, законов, умений и навыков, которыми необходимо овладеть, последовательность изучения материала и т. д.); методическое руководство по достижению цели и задач; практические занятия по формированию необходимых умений и навыков; контроль качества усвоения (обычно в тестовой форме). Модуль может совпадать с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Число модулей зависит от особенностей самого предмета и от желаемой частоты контроля обучения. Модуль содержит познавательную (теоретическую) и практическую (учебно-профессиональную) части. Соотношение этих частей должно быть оптимальным. Каждый модуль логически завершается контролем.
В технологии модульного обучения ставят три вида целей: комплексную дидактическую цель (КДЦ), ориентированную на всю учебную программу, состоящую из модулей; интегрированную дидактическую цель (ИДЦ) как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся после изучения отдельного модуля; учебную задачу (УЗ) или частную дидактическую цель, решаемую в ходе каждого учебного элемента.
Технологическая карта конструирования темы или раздела выглядит следующим образом (по П.И. Третьякову):
№ урока-модуля в разделе.
№ урока-модуля в теме.
Тема урока.
Триединая цель урока (темы).
Дифференцированная цель урока для ученика.
Что должен знать ученик в конце темы.
Что должен уметь ученик в конце темы.
Формируемая область понимания.
Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитание на материалах темы.
Тип урока и примененной педагогической технологии.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Примеры структуры модуля и структуры учебного элемента, которые рассчитаны на полную самостоятельную работу ученика, приведены в таблицах. Функция учителя в этом варианте учебных занятий заключается в консультировании и координировании.
Структура модуля | ||
Номер учебного элемента (УЭ) | Название УЭ | Управление обучением (содержание, формы, методы) |
К.0. | Цели и задачи модуля | Необходимые знания и умения |
К.1. | Учебные элементы | Пояснения к учебному материалу |
… | Обобщение (резюме) | Источники информации, алгоритмы решения задач |
K.L. | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) | Ответы, методы и формы организации познавательной деятельности, внутрипредметные связи |
Структура учебного элемента | ||
Порядковый номер в учебном элементе | Учебный материал | Управление обучением (содержание, формы, методы) |
0. | Цели и задачи УЭ | Необходимые знания и умения |
1. | Содержание учебного материала | Пояснения к учебному материалу, источники информации |
| Обобщение (резюме) | Алгоритмы решения задач, ответы |
L. | Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням | Ответы, методы и формы организации познавательной деятельности, внутрипредметные связи |
Семинар. Создание воспитательных систем школы и класса
Проектирование структуры воспитательной системы школы.
Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива
Воспитательная система школы: понятие, этапы становления
Воспитательная система школы – это такой способ организации се жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.
Первый этап – становление воспитательной системы. Второй этап – отработка содержания деятельности и структуры системы. Третий этап (завершающий) – оформление системы. Четвертый этап – обновление, перестройка системы.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический.
Структура плана учебно-воспитательной работы школы на учебный год охватывает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.
Введение: особенности микрорайона и условие работы школы; краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;
Повышение квалификации и методическая работа.
Изучение и распространение передового опыта.
Научно-педагогическая информация в школе.
Руководство учебно-воспитательным процессом: организация учебно-воспитательного процесса; внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.
Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.
Работа с родителями, шефами и общественностью.
Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.
Приложения: планы работы методических объединений; план работы библиотеки; план работы родительского комитета; план летней оздоровительной работы с детьми.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью