Требования к учителю
Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и занимаемой должности.
«...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».
«Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к. суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке».
Аль- Фараби
ВОСТОЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВОСПИТАНИИ
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), «стихийный диалектик», ученый-гуманист. | Тадбири Манзел, Толкование снов, Канон врачебной науки, О птице, Книга о музыке и музыкальном образовании и др. | Расширил содержание образования, добавив к «семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновал идею всеобщего обучения для всех детей. Рекомендовал применять методы беседы в обучении, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал, что все виды учебных занятий надо проводить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступал за общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметь религиозные убеждения, быть честным, мудрым и справедливым. Говорить с ребенком ясным, доступным языком. Осуждал безделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделял большое внимание нравственному воспитанию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложил общие основы семейного воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец, который может применять и физические меры воздействия. Рекомендовал соблюдение режима, умеренное питание, нормальный сон, закаливание. Высоко ценил роль музыки в эмоциональном воздействии на чувства ребенка. |
34
Мыслители | Основные | Педагогические взгляды |
| труды |
|
БЕ (И)РУНИ | Свыше | В трудах Великого Хорезмца много оригинальных |
АБУ-РЕ(А)Й- | 150 работ по | мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен- |
ХАН (973- | физике, | ности и т. п. |
1048), | философии, | Монументальный труд Канон Масуда — книга для по- |
ученый- | астрономии | томков, в которой большое значение уделялось нрав- |
гуманист. | и т.д. Хроно- | ственному воспитанию и труду. |
| логия, Наука | Беруни отстаивал идею независимости научных ис- |
| о звездах | следований от религиозных верований и советовал |
| (первый в | сообщать учащимся только достоверные научные |
| Средней | сведения. |
| Азии учеб- | В основе формирования личности лежит труд, «ибо |
| ник), Канон | желание достигается приложением труда». |
| Масуда |
|
| (11 книг). |
|
РУДАКИ | Калима и | Богатство человека — его ум и совершенные им доб- |
АБУЛХАСАН | Димна, | рые дела. Калима и Димна содержала программу |
384-954), | Афоризмы, | нравственного совершенствования. «Учащиеся... с |
основопо- | поговорки, | радостью изучали ее и запоминали ее легко». |
ложник | пословицы. | Молодое поколение должно овладеть знаниями, т. |
таджикской |
| к. нет сокровища дороже образования. |
классичес- |
| Полагал, что социальные беды общества можно ус- |
сой литера- |
| транить путем воспитания и усовершенствования |
туры, поэт. |
| разума. |
НОСИРИ | Книга о | Разделы Книги просветления — «Познание самого |
ХИСРАВА | просветле- | себя», «Качества похвальные и непохвальные» — |
1004- | нии, Книга о | представляют программу самовоспитания. |
1088), | счастии. | Предостерегал от семи бед: надменности, хитрос- |
поэт, |
| ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти |
писатель, |
| и похоти. |
философ, |
| Прославлял: скромность, честность, воздержание, |
защищал |
| довольство малым, простоту, щедрость и доброту. |
интересы |
| Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза- |
грудящихся |
| ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто- |
масс. |
| янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд- |
|
| рости, если ты ищешь радости». |
|
| Призывал молодежь посвятить свою жизнь служе- |
|
| нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра- |
|
| да», «Отцу и матери всегда служи оградой». |
|
| Много писал о дружбе и товариществе. |
|
| Нашел в себе смелость вступить в спор с религи- |
|
| ей, упрекая Бога в несовершенстве созданных им |
|
| людей. |
СААДИ-МУС- | Бустон, | Ратовал за воспитание в труде, любви и уважении к |
ЛИХИД- | Гулистан. | трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя |
|
| и других. Не будь прихлебателем трапез чужих». |
35
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
(1184-1291), восточный мудрец, поэт, философ-гуманист. |
| Призывал родителей независимо от благосостояния обучать сына ремеслу. Советовал воспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей». Советовал не баловать детей, а воспитывать их требовательно и справедливо. Отдавал приоритет поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступал за развитие светских знаний и использование их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громогласный, а внутри пустой». Создал своеобразный кодекс нравственных добродетелей. В Гулистане есть раздел «О правилах общения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь вежлив, выдержан, соблюдай правила приличия. Высоко оценивал роль учителя: учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью. |
Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представители демократических идей средневековой восточной педагогики.
КЕЙ-КОВУС УНСУРАЛЬ (?-1021), яркий представитель арис-тократичес-кого направления в мусульманской средневековой педагогике.
Кабус Наме
Трактат Кабус Наме — книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье. Автор предупреждал воспитанников, что Бог создал людей не равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подлежит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность». Решающее значение в формировании личности имеет наследственность. Поэтому для детей знати нет лучшего наследства, чем воспитание, а для сыновей простого народа — ремесло. Аристократическая молодежь должна овладеть искусством красноречия. Из всех способностей лучший — дар речи». Полезно быть многознающим, но малоговорящим. Ярый сторонник физического воспитания («семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о нравственности, не выступал за патриотизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и родина».
36
Мыслители | Основные труды | Педагогические взгляды |
|
| Религиозные убеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод. Советует сыну избегать любви, предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует строить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании отца и матери, о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариата, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и долголетие. Допускает телесные наказания в семье, но рекомендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель. |
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения