logo search
онтогенез речевой деятельности

Значение социальной среды для нормального речевого развития

Для адекватного речевого развития ребенка по возрасту большое значение играет социальная среда, в которой он живет, учиться общаться и вербально выражать свои мысли.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки, необходимо прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, напредметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи. Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности. Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.)

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность - это чтение ему детских книг. Во время того, как вы читаете ему, он знакомится со словарным богатством, интонационным рисунком, грамматикой, синтаксисом и красотой родного языка. Детские книги при помощи ритма, рифмы и красочных иллюстраций обрамляют слово, и способствуют погружению ребенка в языковую среду. Кроме того, чтение взрослыми книг вслух, обучение малыша чтению вслух, запоминание детских стихов и рифмовок, пересказывание прочитанного раскрывает новые горизонты для стимулирования речевого развития ребенка.