Технология воспитания социального творчества
Современная технология организации коллективной творческой деятельности (технология воспитания социального творчества) — преемница коммунарской методики (методики коллективного творческого воспитания). Создателем методики коммунарского воспитания является педагог, один из руководителей Фрунзенской коммуны (г. Ленинград), в последующем академик РАО И.П. Иванов (1925—1991). Суть этой методики заключается в такой организации совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в ее планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям. Истоки коммунарской методики лежат в деятельности известных школ-коммун 20-х годов XX века, прежде всего коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, работой которой руководил А.С. Макаренко.
Хотя эта методика и претерпела некоторые изменения в понимании целей воспитания, в содержании, формах, методах воспитания, в настоящее время она продолжает быть востребованной и является одной из наиболее разработанных технологий воспитания.
Рассмотрим современную трактовку сущности и этапов технологии организации коллективной творческой деятельности. Основная цель технологии социального творчества—воспитать общественно активную личность, способную к сотрудничеству с другими участниками коллективной деятельности, к индивидуальному и коллективному творчеству. Сущность этой технологии заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они вместе планируют, организуют и осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность (по С.С. Кашлеву). Исследователь коммунарской методики С.Д. Поляков выделил ее концептуальные идеи, которые актуальны и в современной технологии социального творчества.
Концептуальные идеи технологии социального творчества:
коллективная организация деятельности состоит в том, что все учащиеся участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и обсуждении (анализе) совместных дел; коллективное творчество предполагает организацию и проведение совместных дел не по заданному сценарию, не по шаблону, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание заключается в совместной выработке учащимися и взрослыми целей своем коллективной деятельности и выборе предстоящих общих дел;
ситуации-образцы — ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором дети и взрослые живут повышенно интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами гуманизма, творчества; общественная направленность деятельности учащихся выражается в том, что деятельность организуется «на пользу и радость себе, близким и далеким людям»; эмоциональное насыщение жизни коллектива происходит в результате применения специального набора средств, в том числе символов (значки, эмблемы, форма, девизы, речевки, символические жесты и т. п.) и обрядов (формы поведения в определенных ситуациях, принятые в данной общности, например, «орлятский круг»).
Основной формой реализации технологии коллективного творческого воспитания является коллективное творческое дело (КТД). Главное его назначение — улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни. Организация КТД предусматривает шесть стадий или этапов (по И.П. Иванову).
Этапы организации КТД
Этапы организации КТД | Содержание работы |
1. Предварительная работа воспитателей и воспитанников | Накопление идей, выдвижение целей и задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни детей и т. п. Педагог создает соответствующее настроение в коллективе, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он использует методы беседы, игрового поиска, рекламы и др. |
2. Коллективное планирование
| Организуется обсуждение педагогом и детьми вопросов «Что лучше сделать?», «Для кого?», «Когда?», «Где проводить?)), «Кто будет участвовать?» и т п. Это обсуждение может проводиться в творческих микрогруппах (5—7 человек) с использованием методов «мозгового штурма», аукциона идей, круга общения и др. Затем микрогруппы собираются на так называемый сбор-старт, в ходе которого обсуждается содержание, способы подготовки и конкретная форма проведения дела. Каждая микрогруппа представляет свои предложения по его организации и проведению. Завершается этот этап созданием совета дела, в который каждая микрогруппа делегирует по одному человеку. Совет дела — инициативная группа, которая возглавит подготовку и организацию дела. Она разрабатывает сценарий дела, определяет задания микрогруппам по его реализации, распределяет поручения, то есть выполняет организаторские функции. Возглавляет совет дела педагог или кто-то из учащихся |
3. Коллективная подготовка дела
| Совет дела при поддержке педагога координирует работу микрогрупп, создает условия для реализации плана подготовки дела. Микрогруппы обсуждают задание, полученное от совета дела, и организуют работу по его выполнению. Педагогу важно обращать внимание на то, все ли дети включены в работу, насколько учтены их индивидуальные особенности, интересы и желания, какие взаимоотношения складываются между учащимися в ходе выполнения задания |
4. Проведение дела
| Итогом всей подготовительной работы микрогрупп и совета дела является сценарий (план) КТД, разработанный советом дела с учетом результатов выполнения заданий микрогруппами. Все участники выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого участника ожидается активное участие в КТД. Педагог, незаметно для детей, направляет их, поддерживает в них уверенность в своих силах, создает ситуации успеха, регулирует настроение, поощряет творчество, помогает сгладить неудачу. В целом его позиция во время проведения дела может быть различной в зависимости от имеющегося у детей опыта коллективной творческой деятельности: прямое руководство проведением дела; участие в работе жюри; ведение одной из частей дела; выполнение роли «спасательной команды», если что-то не получается. Основными принципами проведения КТД являются (по С.С. Кашлеву): создание ситуаций успеха и творчества, импровизация, интеракция, организация мыследеятельности, смыслотворчества, свобода выбора и т. д |
5. Коллективный анализ, подведение итогов КТД
| Осуществляется в микрогруппах и затем на общем сборе коллектива. Этот этап способствует определению каждым участником личностной и общественной значимости дела Важно также, чтобы дети научились понимать причины своих успехов и неудач для того, чтобы уметь предвидеть их в будущем. Педагог помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто способствовал общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, отмечает, что удалось, и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Вопросы для обсуждения могут быть такими: «Что получилось хорошо? Почему?», «Что не удалось осуществить? Почему?», «Что надо учесть в будущем?», «Было ли дело полезно тебе и другим?», «Что более всего понравилось в подготовке и проведении дела?», «Что бы ты хотел пожелать другим и себе?» и т п. Методами включения учащихся в этот этап могут быть, например, групповая дискуссия, анкета-газета, разговор в кругу, а также методы рефлексии («заверши фразу», «ключевое слово», «цепочка пожеланий», «рефлексивная мишень» и др.) |
6. Последействие ктд | Заключается в том, что осознание педагогом и учащимися общих выводов по итогам осуществленного КТД перерастает в этап осуществления тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе коллектива. Намечается программа последовательных действий, задумываются новые КТД |
В педагогической литературе выделены условия проведения КТД: реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, близких и далеких людях, об окружающем мире; нельзя нарушать последовательность этапов при подготовке и проведении КТД, соблюдение роли (позиции) педагога как старшего, но равноправного участника КТД (организатора, консультанта, советчика и т. п.); учет опыта подготовки и проведения предшествующих коллективных дел; опора на знания и опыт учащихся, полученных в учебно-воспитательном процессе.
Конкретные формы КТД разнообразны. И.П. Ивановым составлена энциклопедия КТД. Вместе с тем выделены (С.Д. Поляков и др.) следующие схемы (типы форм КТД): «путешествие», ролевая игра («пресс-конференция»), «защита» (проект), «эстафета» (турнир, ринг, устный журнал), «бой» (КВН, интеллектуальный хоккей).
Семинар. Технология организации педагогической деятельности классного руководителя
Технологические аспекты деятельности классного руководителя, вариативность его деятельности
Содержание воспитательного процесса в образовательном учреждении
Формы организации воспитательного процесса, их классификация
Отбор форм воспитательной работы классным руководителем
Классный руководитель: понятие, функции
Педагог, который совмещает руководство воспитательной работой в классе с преподаванием учебного предмета в этом же классе
Воспитательная, социально-педагогическая, диагностико-аналитическая, организационно-координирующая, формирование детского воспитательного коллектива, интегрирующая, коммуникативная, контрольно-коррекционная
Формы воспитательной работы: понятие, типы
форма воспитательной работы – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических), совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Задачи и функции классного руководителя в общеобразовательной школе
Классный руководитель входит в структуру управления школой, является организатором воспитательной работы в первичных школьных коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления школой и воспитанием учащихся. В современной школе классные руководители решают четыре группы задач: социальные, диагностические, собственно воспитательные задачи и задачи процессуального характера (М.И. Рожков и др.).
Содержание и основные направления деятельности классного руководителя определяются его функциями.
Функции | Содержание |
Педагогические и социально-гуманитарные (целевые) функции | Функция воспитания учащихся состоит в стимулировании потребностно-мотивационной сферы, в формировании базовой культуры личности, в развитии способностей, интересов и т д. Функция социальной защиты учащихся от неблагоприятных воздействий окружающей среды реализуется через комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Функция интеграции усилий педагогов, работающих в данном классе, семьи, других субъектов социализации учащихся по решению образовательных задач |
Социально-психологические функции | Организаторская функция заключается в поддержке инициативы учащихся по усовершенствованию окружающей жизни и самих себя, в оказании им помощи в самоорганизации. Объединительно-сплачивающая функция связана с развитием социально-психологической зрелости классной группы (социальной направленности, организованности, коммуникативности, интегративности, микроклимата, референтности, лидерства, интрагрупповой и интергрупповой активности), с формированием классного коллектива |
Управленческие функции
| Когнитивно-диагностическая функция — выявление классным руководителем исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений в ней методами педагогической диагностики, которая используется и как способ определения результативности воспитательной деятельности. Функция целеполагания реализуется через совместную с учащимися выработку целей и задач воспитывающей (с позиции учащихся) и воспитательной (с позиции классного руководителя) деятельности. Функция планирования деятельности классного руководителя направлена на достижение рациональной организации его собственной работы и деятельности классной группы по достижению поставленных целей Функция контроля и коррекции реализуется в целях обеспечения постоянного развития системы воспитательной работы в данное классе; предполагает выявление положительных результатов, причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем, а также коррекцию воспитательной работы классного руководителя с группой учащихся или отдельным учеником на основе педагогического анализа результатов контроля |
Деятельность классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется Положением о классном руководителе (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей. Классный руководитель отвечает за организацию и координацию учебно-воспитательного процесса в закрепленном за ним классе. Свою воспитательную и организаторскую работу классный руководитель осуществляет в соответствии с правовыми и нормативными актами, которые устанавливают и защищают права и интересы детей, молодежи, семьи, определяют цели, задачи, содержание воспитательной работы, а также на основе Устава образовательного учреждения.
В соответствии с вышеназванным Положением определяются права, задачи и должностные обязанности классного руководителя.
Права классного руководителя
| Создавать научно обоснованную систему воспитания учащихся; выбирать пути, формы, методы, средства воспитательной работы с учетом их возрастных особенностей, интересов, склонностей, ценностными ориентации, возможностей образовательного учреждения; добиваться благоприятных условий для реализации своих функций Вносить предложения руководителю образовательного учреждения об оказании необходимой материальной помощи, поощрении учащихся и их родителей; о применении к учащимся класса дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутреннего распорядка и норм поведения Привлекать представителей общественных организаций, органов государственного управления и правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительных учреждений к воспитанию учащихся, организации их свободного времени и профилактике правонарушений Вносить на рассмотрение руководителя образовательного учреждениям педагогического совета и методического объединения классных руководителей предложения по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса Вести педагогически обоснованное наблюдение за учащимися, изучать социальное окружение учащихся; использовать полученные сведениям в воспитательных целях Присутствовать на учебных занятиях, экзаменах, внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе Защищать свою честь, личное и профессиональное достоинство; получать поощрения за успешную работу |
Задачи и должностные обязанности классного руководителя
| Формирование личности; духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина |
Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры отношений к себе и окружающим людям | |
Воспитание национального самосознания, патриотизма; содействие усвоению учащимися общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию активной гражданской позиции | |
Развитие традиций образовательного учреждения; содействие усвоению правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся в классной группе, развитию органов ученического самоуправления | |
Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию, профессиональной ориентации учащихся класса на основе всестороннего изучения их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентации, организации свободного времени | |
Взаимодействие с семьей, социальным педагогом и педагогом-психологом в целях достижения единства требований и согласования действий образовательного учреждения и семьи в отношении учащихся; создание в классе доброжелательных, дружеских отношений; воспитание уважения к окружающим людям | |
Забота о создании условий для успешной учебной деятельности учащихся, сохранении контингента класса; внесение предложений об организации компенсирующего обучения | |
Забота о безопасной жизнедеятельности, моральной и социальной, защите учащихся; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и СПИДа, содействие организации питания и медицинского обслуживания учащихся; профилактика противоправного поведения учащейся молодежи | |
Планирование организации воспитательного процесса, общественно полезной деятельности, труда, отдыха и оздоровления учащихся класса во внеурочное и каникулярное время | |
Ведение установленной в образовательном учреждении документации класса (журнала, личных дел учащихся, дневника классного руководителя и др.) | |
Совершенствование своего профессионального и методического уровня, повышение квалификации на курсах, семинарах, практикумах, конференциях, участие в работе методического объединения классных руководителей и т д. |
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью