logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Этапы развития воспитательной системы класса

I этап. Проектирование

воспитательной системы

класса

Основным системообразующим фактором в этот период является деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классной группы, по проектированию желаемого образа класса, по определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива

II этап. Становление системы

Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений учащихся класса, формированию у них чувства «мы»;

апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (другого авторитетного взрослого): «Делай, как я!» в этот период становится основным девизом жизнедеятельности классного коллектива

III этап. Стабильное функционирование системы

Активно развиваются самоуправленческие начала, появляются лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь класса строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством учащихся

IV этап. Обновление си­стемы или завершение ее функционирования

Характерны две тенденции: 1) постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного кол­лектива (оставить «добрый след»); 2) искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе

В педагогической литературе предложены критерии результативности воспитательной системы класса: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Семинар. Технология коллективного творческого воспитания учащихся