logo search
онтогенез речевой деятельности

Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной)

Речь, как известно, возникает из потребности общения и в первую очередь служит целям этого общения, он общение практическое, материальное общении, возникает раньше, чем речь, и самое развитие речи обусловлено изменяющимися в ходе развития ребенка отношениями его с окружающими.

По мере развития ребенка перестраиваются его отношения со взрослыми, жизнь его приобретает все большую самостоятельность. На основе этих новых отношений возникают новые возможности: ребенок овладевает контекстной речью, т.е таким типом связной речи, при котором смысл раскрывается из самого контекста, вне зависимости от непосредственно данной ситуации и непосредственного общения с собеседником. Ребенок все больше и больше начинает становиться на точку зрения собеседника и именно с позиции своего собеседника стремится описать, раскрыть, растолковать то, что является содержанием его рассказа.

С развитием контекстной речи ситуативная речь не отмирает. Ребенок продолжает пользоваться ею в меру реальной необходимости, но от исключительного господства только ситуативной речи он переходит к овладению и контекстной речью, удельный вес которой нарастает по мере того, как ребенок в своем отношении к окружающему миру все больше и больше выходит за рамки непосредственного чувственного опыта. Таким образом, в последующем та и другая форма речи сосуществуют, причем ребенок пользуется о одной, то другой в зависимости от содержания, которое он сообщает, и от самого характера общения.

Таким образом, ситуативность детской речи – не просто ее недостаток, не просто показатель ее «примитивного уровня» - это естественный результат того, что на данном этапе развития ребенка самая функция его речи в основном ограничивается рамками его ситуативных жизненных связей. С точки зрения данной реальной ступени детского развития это полноценная речь, и хотя по своей внешней форме она часто приобретает «бессвязный» характер, генетическиэто, несомненно, определенная ступень в развитии связной речи дошкольника.

Ребенок часто в своей речи не в состоянии овладеть динамикой образных переживаний. Ситуативность речи маленького дошкольника связана с этим недифференцированным единством эмоциональной и объективно-предметной стороны, отмеченным нами при анализе материала: ребенок – весь во власти наглядных представлений, во власти непосредственного чувственного опыта, над ним довлеет ситуация, в которую он невольно включает и своего собеседника. Ясно, что в этих условиях образ предмета неизбежно возникает перед ребенком в аспекте эмоционального к нему отношения; и только освободившись от этой власти ситуации, достаточно выделив себя из окружающего предметного мира, ребенок получает возможность дифференцировать и свое отношении к миру от его предметного содержания. Явные тенденции к такой дифференциации мы отмечаем уже в старшем возрасте.